Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
МВД России предупредило пенсионеров о возможном мошенничестве перед 9 Мая
Общество
Путин призвал уделить внимание вопросам межнационального согласия
Общество
Шойгу предупредил о последствиях ударов ВСУ по Запорожской АЭС
Мир
МИД назвал слова Пелоси о протестующих в США уничижительным отношением к демократии
Мир
В бундестаге возмутились прославлением Бандеры на Украине
Мир
Блинкен пригрозил Китаю санкциями за поддержку ОПК России
Экономика
ЦБ РФ надеется на завершение этим летом массовой льготной ипотеки
Мир
МИД назвал целью визита Кэмерона в Узбекистан нанесение ущерба РФ
Мир
Представитель Госдепа ушла в отставку из-за несогласия с политикой США в Газе
Мир
Шойгу сообщил об ожидании ШОС скорого присоединения к ней Белоруссии
Мир
На Западе усомнились в возвращении Украины к границам 2014 года
Общество
Подносова провела заседание комиссии при президенте по вопросам назначения судей
Экономика
В ЦБ заявили об отсутствии влияния возможной конфискации активов РФ на финстабильность
Мир
Совет ЕС на год продлил санкции в отношении 11 физлиц молдавской оппозиции
Общество
Минфин сообщил о продлении семейной ипотеки для семей с детьми до шести лет
Мир
Блинкен призвал к здоровой экономической конкуренции между США и КНР

«Понятие «нон-фикшн» не принимаю. Пусть будет рассказ о судьбе человека»

Олег Павлов — о «Русских письмах», власти литературы и бедах европейского читателя
0
«Понятие «нон-фикшн» не принимаю. Пусть будет рассказ о судьбе человека»
Олег Павлов. Фото из личного архива
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Олег Павлов объявлен лауреатом Литературной премии Александра Солженицына. Торжественная церемония награждения состоится 26 апреля, а до нее с писателем поговорила обозреватель «Недели» Лиза Новикова.

— Вы удостоились особого доверия Александра Исаевича: он передавал вам свою корреспонденцию. Простые люди рассказывали о своей, как правило, нелегкой жизни. По сути это то, что ныне называется нон-фикшн. Каково было читать эти «письма несчастья»?

— Понятие «нон-фикшн» не понимаю, не принимаю. Пусть рассказ о судьбе человека — или рассказ человека о своей судьбе... Подлинное — это искренность. Есть, конечно, то, что Варлам Шаламов называл «эффектом присутствия». Это когда понимаешь, что так действительно было. Физическое ощущение реальности происходящего. Когда уже не отстранишься. Я бы сказал — особое нравственное состояние. И автора, и читателя.

Это и к вопросу о письмах. Солженицын, сколько он-то их прочитал? Ему писала в 1990-х вся Россия. И «Россию в обвале» он писал с опорой на эти письма. Но его книгу, по-моему, до сих пор не прочитали. С этого наше одичание началось: мы отстранились от своей же боли. Вот вошло в поговорку: «народ безмолвствует». Но кто-то, что ли, хочет его услышать? Я собирал такие же письма в редакциях. Люди еще писали в газеты — но уже были никому не нужны со своей болью.

Так я нашел своего Хабарова, одно такое письмо — человеческую судьбу. То есть я «Казенную сказку» сочинил, но в основе этого романа судьба реального человека, написавшего о себе письмо в газету, в общем, в никуда: прочитал его только я. Так что когда мне предложили написать очерк на материале писем, адресованных в Фонд Солженицына, — я понимал, какие это письма, конечно. Хотя понял потом нечто большее — и понял, и написал в «Русских письмах».

 — Может ли все-таки литература что-то поменять в реальной жизни?

— Я воспитан литературой — это может быть ответом? Русские писатели — да, учили — и я учился: понятиям о добре и зле, состраданию.

— Но чем тогда она может помочь — например, может ли она помочь искоренить конкретное социальное зло?

— Литература воспитывает чувства, то есть она меняет что-то в самом человеке. Это как покаяние... Но литература может внушать обществу моральное беспокойство — и на многое давать моральное право. В ее власти — смена всех моральных представлений  своего времени.

— У вас был очерк «Когда не спасает красота». Она по-прежнему не спасает?

— Последний очерк я написал о том, на что обречены женщины-мигрантки, попадая нелегально в Россию, когда все-таки рожают в подвалах, не имея родовых сертификатов. В общем, их не спасают, понимаете? А написал — да, в пустоту. И сам никого не спас. Я верю, что кого-то спасаю, когда перечисляю деньги в службу «Милосердие» на помощь бездомным. Но молчать о том, что происходит с бездомными, — значит давать моральное право оставлять их без помощи.  

— А кто для вас самый радостный писатель?

— В современной литературе — Владислав Отрошенко, его роман «Приложение к фотоальбому», и как пишет он, не может никто. Самое теплое, радостное в русской литературе для меня — это «Лето Господне» Шмелёва. Но он же написал и одно из самых трагических — «Солнце мертвых». Радостное — это все-таки детское. То есть самый радостный писатель — это детский писатель. А жизнь, сама жизнь человеческая — это драма. Все в жизни надо понять и достойно принять. Нужно быть достойным жизни, своей собственной, человеческой, во всех смыслах. 

— Вы могли бы написать семейный роман? Но не о взрослении человека, а именно о банальной семье, для семейного чтения?

— Я понимаю ваш вопрос. Но я отвечу скучно, именно банально: человеческая душа — это не лужа все же, это бездна, столько в ней страстей. Семейные отношения или любовные мне все равно представляются драмой. Впрочем, есть «Ася» Тургенева — и есть «Крейцерова соната» Толстого. Есть разные способы и жить, и чувствовать, и писать. Мой роман «В безбожных переулках» — вот его, так сказать, перевели для незрячих людей, на Брайль. Книга о детстве, о семье. Читают ее на ощупь люди, лишенные, возможно, с детства впечатлений о том же. И они нуждаются, как я понимаю, не в моем сочувствии — а в этих впечатлениях.

— Что из последнего вам понравилось, отечественного и зарубежного?

— Я не читаю переводную литературу. То есть читал что-то — Елинек, Мураками, Фаулз, Зюскинд... По-моему, любой рядовой европейский роман навязан темой криминальной сексуальности. Говорю — рядовой, потому что встают в такой вот ряд. Фаулз, конечно, художественнее и психологичнее, с него все и началось: прозрение в обывательском сознании чудовищ. В каком-то смысле эту традицию можно назвать фрейдистской. 

Но все же это скорее романы воспитания в том смысле, что европеец так оказался почему-то воспитан: верх его духовности — это низ, то есть лишь в сексуальности может проявиться вся чувственность. Несчастным или счастливым делает секс. Главное — это сексуальное желание и возможность его удовлетворить. В сексе этот человек как бы обретает свою личность. Мечты, все идеальное, искреннее, личное воплощаются в сексуальных желаниях, как бы прячутся, но при этом извращаются в своем естестве.

Все, что европеец изжил, он пытается вернуть как-то тайно, откопать уже в своем подсознании. Чувство любви подавляется, чтобы не испытывать зависимость, боль — и  герой европейского романа вожделеет любовь как унижение, унижение как боль, боль как наслаждение. Раны, о которых писали Томас Манн, Кнут Гамсун, Сартр, Камю, — теперь они покрыты коркой социального лицемерия. Пусть это существует — но мы об этом не знаем. Сблизиться с такой литературой душевно нельзя. Это дозированное количество боли, унижения в книжной упаковке, которое можно проглотить, когда захочется получить вышеозначенные удовольствия.

Наша литература — человечнее, свободнее. Но, в общем, мечтают и у нас наклеить на каждую книжную обложку такой же успокоительный для обывателя ярлычок: написано в комфорте — и для тех, кто читает в комфорте. Я пишу другое, конечно, и по-другому: о людях — и для людей.

Олег Павлов. Дневник больничного охранника. М.: Время, 2011. Олег Павлов. Дело Матюшина. М.: Время, 2012.

Комментарии
Прямой эфир