Депутаты уже знают, как обойти закон о контроле расходов чиновников

Депутаты Госдумы сомневаются в эффективности законопроекта о контроле расходов чиновников, который Дмитрий Медведев внес на ее рассмотрение.
Под действие документа подпадают крупные покупки госслужащих — транспортные средства, недвижимость и ценные бумаги. Но проверке будут подвергаться только траты, превышающие трехлетние суммарные доходы чиновника по месту службы. Декларировать такие расходы будут не только сами госслужащие, но их супруги и несовершеннолетние дети.
— В этом законопроекте все вызывает сомнение. Есть 20-я статья Конвенции ООН против коррупции, о незаконном обогащении, которую мы ратифицировать не можем. А ведь там все подробно написано и не надо изобретать велосипед. Трехлетний срок, минимальный список декларируемых родственников — все это делает законопроект профанацией, — считает депутат-«эсер» Илья Пономарев.
— Если мы не включаем в список совершеннолетних детей, на которых прекрасно можно все оформить, то закон о расходах — это полумера, — поддерживает коллегу по партии депутат Дмитрий Гудков.
— Те, кто занимается коррупционной деятельностью, все равно будут находить ухищрения, чтобы этот закон обойти. И родственники — не единственный способ, схем очень много. Есть, например, еще процедура дарения или купля-продажа по заниженной цене. Когда имущество, купленное за бесценок или полученное в дар, спустя время перепродается, доход, таким образом, фактически легализуется. Такого новый закон не учитывает, — считает депутат фракции ЛДПР Ярослав Нилов.
— У нас уже принято много антикоррупционных законопроектов. Но они «не ходят», иначе говоря, не работают, никто не добивается их жесткого исполнения. В итоге «собаки лают, караван идет». Также может получиться и здесь, — опасается депутат-коммунист Руслан Гостев.
Даже во фракции «Единая Россия», в комитете Госдумы по безопасности и борьбе с коррупцией данный законопроект оценивают как скорее «декларативную меру».
— Очевидно, это только первый шаг на пути ужесточения. Пока это скорее морально-этические рамки, которые чиновнику предлагается взять на себя. Но, уверен, будут и следующие шаги по реальному ужесточению борьбы с коррупцией. В любом случае инициатива важная, доходы будут раскрываться, и все будут ждать обнародования этих данных с большим вниманием. Это уже хорошо, — сообщил «Известиям» депутат-единоросс Илья Костунов.
Эксперты при этом также выражают сомнение в эффективности предложенных президентом мер. Более того, заявляют об абсурдности вышеназванных предложений.
— Мне вообще непонятно, что при помощи этого закона можно найти нового в финансовых операциях чиновника? — удивляется глава центра антикоррупционных исследований и инициатив Transparency International Елена Панфилова.
По ее словам, любая декларация о доходах, повторенная многократно, — это и есть декларация о расходах.
— Если чиновник купил квартиру или автомобиль честно, то в декларации о доходах они все равно появятся, а если он хочет покупки скрыть, то в декларации о расходах их также не будет, как и в любой другой, — недоумевает Панфилова.
— Этот законопроект лишь подтверждает понимание общества и власти, что реальных инструментов борьбы с коррупцией на сегодня нет. Зато он демонстрирует уверенность властей, что доходы чиновников не соответствуют декларируемым, — рассказал «Известиям» политолог Михаил Виноградов. — Это скорее эксперимент, попытка подойти с новой стороны и посмотреть, что получится.
О намерении ввести контроль расходов чиновников Дмитрий Медведев объявил в конце 2011 года в послании Федеральному собранию. 13 марта президент представил первую версию документа на общественную экспертизу через «Открытое правительство». А 30 марта объявил о внесении документа на рассмотрение нижней палаты парламента.
Это не первая законодательная попытка ввести контроль за расходами чиновников. 10 января 2012 года почти аналогичный законопроект внес депутат-мультимиллиардер Андрей Скоч, но его инициатива и в Думе, и в Кремле была встречена неодобрительно.