Любимовские бесы митингуют на Болотной площади

В Вахтанговском театре - очередная громкая премьера: Юрий Любимов инсценировал знаменитый роман Достоевского, посвятив его своим взбунтовавшимся учениками.
Летние баталии между худруком Таганки и его труппой стали притчей во языцех. Разрыв создателя легендарного театра со своим детищем не оставил в стороне ни сторонников, ни противников мэтра. Скандал на Таганке послужил очередным поводом говорить о кризисе репертуарного театра, о необходимости обновления кадров, о неизбежности театральной реформы.
Пока собаки лаяли, караван шел вперед. Мэтр взял паузу, после которой срежиссировал свое эффектное возвращение на театральный Олимп — в сжатые сроки выпустил «Бесов» на сцене Театра им. Евг. Вахтангова. Нынешняя постановка так и просится в книгу рекордов Гиннеса — в первую очередь из-за ее 94-летнего создателя.
Попав на премьеру, зритель имеет возможность увидеть сразу два спектакля. Первый — на сцене, второй — в партере. Во время действия мэтр сигналит актерам фонариком из зрительного зала — подает условные знаки, как играть в том или ином месте. Он дирижирует четырехчасовой постановкой с такой страстью, что иногда, не желая того, переигрывает актеров.
А переиграть вахтанговцев в «Бесах» не так просто — свежий взгляд мэтра на труппу позволил увидеть в спектакле несколько неожиданных актерских работ.
Любимов заставил забыть про амплуа героя-любовника Леонида Бичевина, дав ему сыграть мерзкого провокатора Липутина. Недооцененному и недоигравшему за 10 лет в театре Сергею Епишеву позволил воплотить на сцене Николая Ставрогина. Возрастную роль властной Варвары Ставрогиной доверил юной актрисе Екатерине Симоновой. Открыл новую Юлию Борисову в хрупкой Евгении Крегжде, играющей Лизу.
Парадоксально, но в инсценировке Любимова у актеров нет простора для игры. Мэтр работает привычным методом монтажа, уделяя драматическим сценам не больше сценического времени, чем музыке Стравинского и балету черных зонтов. Актеры лишь обозначают характеры персонажей, пунктирно намечая их прошлое и будущее, но в памяти герои вахтанговских «Бесов» остаются надолго.
Назвав постановку «концертным исполнением в двух частях», режиссер пытается расслышать в романе Достоевского сонм голосов современной толпы. Время политического театра, в котором был так силен мэтр в середине ХХ века, снова наступило. Держа нос по ветру, Любимов поставил спектакль про синдром Болотной площади, опередив молодых коллег.
Но не белыми ленточками и всеобщим воодушевлением продиктован выбор материала. Самый беспросветный роман Достоевского позволяет исследовать механизм раскола общества, потерявшего веру во что бы то ни было.
Люди XIX века, разгуливающие по сцене с транспарантами, нечаевцы, переименованные в «наших», очевидная игра с фамилией Липутина («Знает ли Путин?») — фирменные любимовские фиги в кармане действуют на зрителя, как и 40 лет назад. Любимов довольно прямолинейно апеллирует к приметам сегодняшнего дня, пытаясь растормошить самых толстокожих.
Сам мэтр на протяжении спектакля выглядит врачом, констатирующим ту или иную болезнь общества. Он неожиданно выбирает себе в союзники Степана Трофимовича Верховенского, под занавес рассказывающего с авансцены библейскую притчу о бесах, вселившихся в свиней и бросившихся в море.
Странствующий старец, признавший свои ошибки, Верховенский-старший печально смотрит на взбесившуюся толпу молодежи. Эта же отстраненная печаль пронизывает политический памфлет — постановку «Бесов» Юрия Любимова в театре Вахтангова.
"Бесы", Театр им. Евг. Вахтангова, 7 апреля, 19.00