Ингушские рабочие стали случайной жертвой спецназа

В Назрани во время спецоперации были убиты трое местных рабочих, которых бойцы спецслужб по ошибке сочли террористами. Глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров встретился с родственниками погибших и пообещал им тщательно разобраться в инциденте и наказать виновных.
3 апреля спецназовцы блокировали на одной из улиц города машину, в которой, по оперативным данным, находились члены бандподполья — братья Салман и Джунейда
Гардановы. Когда оперативники приблизились к автомобилю, сидевшие в ней люди начали стрелять. Ответным огнем спецназ буквально изрешетил машину.
Внутри обнаружили пять
тел. Кроме братьев Гардановых в авто ехали еще трое рабочих местного кирпичного завода: 24-летний экскаваторщик Салаутдин
Муружев, 56-летняя укладчица Зина Вельхиева и 30-летний лафетчик
Шамсудин Гарданов.
Вскоре местный Национальный антитеррористический комитет объявил убитых рабочих шахидами — якобы на их телах были обнаружены пояса смертников. Родственники погибших были возмущены этой информацией. По их словам, рабочие сели в автомобиль по предложению братьев
Гардановых, которые согласились подбросить их до дома.
Отвечать за инцидент пришлось властям республики. На похороны пришли секретарь Совбеза Ахмед Котиев, начальник Назрановского ГОВД Магомед Янов и председатель местного муфтията. Родственникам рабочих вручили по 100 тыс. рублей компенсации.
С семьями погибших встретился глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров. Он признался, что их родственники стали случайными жертвами спецоперации, и пообещал тщательно расследовать эту трагедию и наказать виновных.
— При мне это первый такой случай, — заявил «Известиям» Юнус-Бек Евкуров. — Но ведь оперативники не знали, кто именно сидел в машине, когда оттуда начали стрелять.
По словам Евкурова, местные силовики и без того свели до минимума использование бронетехники и тяжелого вооружения во время спецопераций.
— Все равно мы не можем работать в «белых перчатках», — заметил Юнус-Бек Евкуров. — С боевиками нужно обходиться жестко, сегодня это тактика такая. Посмотрите, что происходит во Франции, где одного стрелка выкуривали 2–3 дня. Никак не могли шашку внутрь забросить.
Глава Ингушетии считает, что погибшие также могли избежать гибели.
— Люди прекрасно знали, к кому они садятся в авто, — заявил «Известиям» Евкуров. — Но все-таки сели. Что толкнуло их на это? Покажет расследование. Не исключено, что Гардановы взяли их, чтобы использовать как прикрытие.
В Национальном антитеррористическом комитете и республиканской ФСБ этот инцидент комментируют неохотно.
— В ходе каждой спецоперации вопрос безопасности мирных жителей является приоритетом, но когда звучат автоматные очереди, столкновение неизбежно, — заявил «Известиям» советник председателя НАКа Андрей Пржездомский.
Правозащитники Ингушетии считают, что это уже не первая подобная трагедия за последнее время. По словам главы ингушского отделения правозащитного общества «Мемориал» Тамерлана Акиева, 3 марта в городе Малгобеке во время спецоперации оперативники расстреляли Lada Priora с двумя пассажирами. От выстрелов в бак машина взорвалась, люди погибли. Их также объявили боевиками. Родственники одного из погибших утверждают, что он был потомственным военным, офицером в запасе, занимался садоводством и не имел ни малейшего отношения к бандподполью.
В июле 2009 года Минюст подготовил законопроект о компенсациях мирным гражданам, пострадавшим во время контртеррористических операций. Оплачивать ущерб должно было государство. Однако законопроект так и не был принят и его дальнейшая судьба неизвестна.