Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Политика
Путин заявил об укреплении оборонного потенциала Союзного государства
Армия
Минобороны сообщило об уничтожении 93 дронов ВСУ над регионами России
Мир
Захарова назвала визит Си Цзиньпина на 80-летие Победы важным событием
Общество
Синоптики спрогнозировали небольшой дождь и до +11 градусов в Москве 2 апреля
Армия
Росгвардия уничтожила позицию украинского миномета в Харьковской области
Экономика
Депутат Аксаков призвал пресечь схему с накруткой кешбэка
Мир
Захарова указала на недооценку Киевом осведомленности Трампа
Экономика
В феврале новостройки покупали до 10% дешевле медианной цены в объявлении
Мир
Министр обороны Израиля объявил о расширении операций в секторе Газа
Мир
В Китае позитивно оценили встречу Путина с главой МИД страны
Мир
Журналист Fox News сообщила о возможном ужесточении антироссийских санкций
Общество
В Роскомнадзоре предупредили о звонках мошенников от имени ведомства
Мир
Захарова указала на недостаток профессионализма у Бербок для работы главой ГА ООН
Мир
СМИ сообщили о прекращении обсуждения в НАТО пересмотра отношений с Россией
Армия
Армия Китая начала масштабные учения у берегов Тайваня
Общество
Верховный суд не признал совместно нажитым купленное в гражданском браке имущество
Культура
«НМГ Кинопрокат» объявила о продолжении «Красного шелка»

Мясо, кости да «проклятые вопросы»

В новой постановке «Преступления и наказания» режиссер Лев Эренбург заставил героев умываться кровью
18
Мясо, кости да «проклятые вопросы»
фото: РИА НОВОСТИ/Илья Питалев
Выделить главное
Вкл
Выкл

В МХТ им. А.П. Чехова состоялась громкая премьера — петербургский режиссер Лев Эренбург поставил спектакль «Преступление и наказание».

Со своим стилем режиссуры ученик Георгия Товстоногова Лев Эренбург определился давно. Отправной точкой стал ранний спектакль «Оркестр» (2001), в котором один из героев ножом вспарывал себе живот и доставал из-под рубахи говяжью печень. Этот рисковый прием не только сработал — зритель испытывал отвращение, сменяющееся нервным смехом, — но и помог Эренбургу нащупать свой фирменный стиль.

С тех пор призрак говяжьей печени аукался в работах мастера с утроенной силой. Эренбурга приметили, окрестили «натуралистом» и стали с нетерпением ждать, до чего дойдет любитель театрального физиологизма в следующий раз. Он бесстрашно двигался вперед — в постановках бывшего зубного врача (медицинское образование добавляло его образу особый шарм) мочились, спаривались, бились в кровь до тех пор, пока магнитогорская «Гроза» не принесла режиссеру «Золотую маску». Эта постановка вызвала ожесточенные споры критиков, а скандальность принесла Эренбургу следующий дивиденд — приглашение поставить «Вассу Железнову» на основной сцене МХТ им. А.П. Чехова. В нынешнем сезоне сотрудничество продолжилось — на этот раз на малой сцене МХТ режиссер выпустил свою версию «Преступления и наказания».

В интервью накануне премьеры он признался, что Достоевский не входит в круг его любимых авторов, поэтому свою постановку он окрестил «сценами по мотивам романа». Спектакль «Преступление и наказание» вырос из этюдов, небольших эпизодиков, каждый из которых завершается вспышкой и стоп-кадром, как фильме «Шерлок Холмс» Гая Ричи.

Вообще, Эренбург ставит так, будто боевик снимает. В его трактовке русский классик дает прикурить Тарантино, братьям Коэн и Алексею Балабанову вместе взятым. Школьников на спектакле парализует, начиная с пролога, в котором Раскольников в арестантской робе моет пол вокруг свисающей с потолка освежеванной туши лошади (той самой, убийство которой подробно описывает автор). Кровь с мертвого животного стекает в таз, содержимое которого герой выливает на себя, попутно задавая Богу «проклятые вопросы».

Но это только цветочки. На протяжении спектакля Эренбург «купает» актеров в красной краске, щедро одаривая героев диагнозами. Порфирий Петрович мучается геморроем, чахоточная Катерина Ивановна кашляет кровью направо и налево. У Раскольникова постоянно хлещет из носа — к гадалке не ходи, он и есть «убивец», недаром у актера Кирилла Плетнева весь спектакль руки в красной краске.

Визуально Эренбург выдает то, чего от него ждут, — безжалостность, откровенность и смелость. Его постановка задевает отсебятиной и ею же завораживает. В придуманных этюдах актеры говорят современным языком, что не идет на пользу спектаклю. И, напротив, когда Мармеладов произносит текст Достоевского о том, что «всех пьяненьких и слабеньких простит тот, кто всех пожалел», постановка обретает иной объем. Такова сила несовершенного языка писателя.

Но именно авторский непредвзятый взгляд Эренбурга позволяет иначе взглянуть на хрестоматийный текст. Соня у Достоевского древнейшей профессией на страницах романа не занимается, в спектакле МХТ — тоже. Но режиссеру хватает двух-трех штрихов, чтобы показать ужас и беспросветность жизни героини. Вот она в первый раз идет «на дело» и рубит топором шнурок с нательным крестиком, вот сносит побои или, проснувшись, кричит, потому что жизнь страшнее любого кошмара.

При этом Соня — единственный герой «Преступления», который сохраняет веру, несмотря на то, что весь спектакль Эренбурга о поиске и потере Бога. Недаром он вкладывает в уста Раскольникова монолог Мармеладова, но не с утвердительной, а с вопросительной интонацией. «Ты всех рассудишь? Всех пожалеешь?» — вопрошает у Бога герой. Ответа он не получает, как и карабкающаяся по крыше в финале безумная Катерина Ивановна.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир
Следующая новость
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Пользовательским соглашением