«Человеку для счастья нужен не iPhone, а единство с природой»

19 апреля в дизайн-центре Artplay в Москве пройдет лекция автора знаменитой «Башни Шумахера» архитектора Криса Босса «Как построить город будущего» в рамках проекта Lexus Hybrid Art. Сейчас Крис с коллегами работают над первым в мире экогородом Масдар (ОАЭ). Впервые оказавшись в России, Крис Босс объяснит, как, с его точки зрения, станет формироваться городская среда в ближайшие десятилетия, и расскажет о наиболее уязвимых местах теории и практики урбанизма. Накануне лекции Крис Босс встретился с корреспондентом «Недели».
— Вы говорите о «городе будущего». Насколько близкое будущее имеется в виду?
— Будущее всегда за углом. Оно создается, пока мы с вами беседуем.
— Доживем ли мы до осуществления ваших проектов?
— Ответ на такой вопрос лучше всего искать в 50-тысячном экогороде Масдар, который строится сейчас в Абу-Даби. Наше дизайнерское бюро LAVA (The Laboratory for Visionary Architecture. — «Неделя») выиграло международный конкурс на проектирование центра. Интересно осмыслить концепцию города с нуля, заново сделать его из простых материалов, сочетая лучшие черты западных городов и среду без автомобилей, где используется солнечная энергия. Это ответ XXI века на идею города. Зонтики-подсолнухи создают первое на Ближнем Востоке пространство вне зданий, где можно находиться круглый год. Они дают тень, двигаясь за солнцем, и аккумулируют энергию, а ночью отдают тепло.
— В этом году вы собираетесь показать демонстрационную модель «дома будущего» на крыше нового мебельного пассажа в Пекине.
— Да, там ожидается много интересного. Купольная крыша в виде небесного свода будет обеспечивать микроклимат, и дом будет завершаться садом, изолированным от шума и городских загрязнений. Предполагается самодостаточная среда: очистка воздуха и воды, экологичное производство пищи, переработка отходов и автономная энергетическая система.
— Где еще можно увидеть ваши проекты?
— В Сиднее LAVA проектирует «марсианское посольство» — обучающую среду для The Sydney Story Factory, некоммерческого детского центра. Наш самый свежий проект в Саудовской Аравии — первый в мире исследовательский комплекс, где частично кондиционировано пространство даже вне помещений, так что ученые могут переходить из здания в здание при 52-градусной жаре. Классические внутренние дворики этой страны вдохновили нас на проект центральных административных зданий.
— Архитектура ассоциируется со стабильностью и долговечностью. Вы же вдохновляетесь снежинками, паутиной, мыльными пузырями. Как это сочетается?
— У систем, которые получаются естественным путем, таких как мыльные пузыри, паутина, кораллы, есть свой потенциал: на их основе можно создать новую типологию зданий и архитектурных структур. Геометрия природы сочетает в себе красоту и эффективность. Вычисления позволяют нам воспроизвести природные процессы — рост и адаптацию видов к окружающей среде.
Часто нашу концепцию неправильно понимают как поверхностную мимикрию, однако наша цель — понять принципы, лежащие в основе органических структур, а не только их внешние признаки. Сочетание цифровой автоматики, органических принципов и последних технологических достижений даст результат more with less — создание большой архитектуры с малыми затратами материалов, энергии, времени и денег.
— В «городе будущего» можно отдохнуть от высоких технологий и приблизиться к природе?
— Именно так. Было время, когда человеку для счастья был нужен BlackBerry или iPhone, но сегодня приоритеты меняются. Возвращается желание ощущать единство с природой, окружить себя зеленью, водоемами, солнечным светом. Мы стараемся сочетать передовые технологии с базовыми потребностями и желаниями человека, и у нас получаются «гибридные» пространства.
— Вы — европеец, но работаете в Китае, Вьетнаме, Японии.
— Действительно, корни каждого из трех партнеров The Laboratory for Visionary Architecture (мои, Александра Райка и Тобиаса Валиссера) — на Западе, а наши проекты преимущественно адресованы Востоку. Но экологическая устойчивость и возобновляемость ресурсов — это насущная необходимость для Востока в той же мере, что и для Запада. Население планеты растет, и два дополнительных миллиарда людей потребуют жилья. В Китае ежегодно строят города для 20 млн — это население целой Австралии, поэтому там каждая мелочь имеет значение.
— В Москве строятся высотные здания, которые кажутся стеклянными. Нравятся ли они вам?
— Людям кажется, что стекло дает прозрачность, но это не всегда так. Тренд будущего — изобрести «умные» поверхности, которые, подобно человеческой коже или коре растений, смогли бы приспосабливаться к температуре, влажности и уровню освещенности окружающей среды.
— Смотрелся ли бы в Москве небоскреб, подобный Michael Schumacher World Champion Tower, который вы построили в Абу-Даби?
— Конечно! «Башня Шумахера» — это прототип целой серии наших фирменных башен по всему миру. Мы вдохновлялись геометрическим строением снежинки и аэродинамикой болида «Формулы 1». Такие проекты, как башня-снежинка, способны реагировать на внешние влияния, поэтому могут быть приспособлены к разным климатам и социокультурным контекстам.
— Вы готовы перейти от лекций к обсуждению проекта для российской столицы?
— Не могу представить себе ничего интереснее, чем поработать на местном рынке с местными девелоперами, попытаться понять их представления о будущем вашей столицы. Думаю, мы сможем внести свой вклад, так что с нетерпением жду приглашения.
— Что нужно, с вашей точки зрения, чтобы Москва стала более человечным городом, дружественным по отношению к собственным жителям?
— То же, что нужно в других мегаполисах. Необходимо объединить идеи органических структур и архитектурные выразительные средства. Иными словами, возвратить человеку его роль в естественной среде, используя последние достижения из мира техники.
Онлайн-трансляцию лекции можно просмотреть на сайте www.LexusHybridArt.ru