Разливы ТНК-BP дошли до правительства

Владимир Путин поддержал министра природных ресурсов и экологии Юрия Трутнева в его экологической кампании против ТНК-BP. А министр энергетики Сергей Шматко уже нашел деньги на замену протекающих трубопроводов, обратив внимание правительства на размер дивидендов компании.
До начала заседания президиума правительства премьер внезапно попросил Трутнева отчитаться об итогах командировки в Ханты-Мансийск.
— Юрий Петрович, вы ездили в Ханты-Мансийский округ с проверкой. Что там происходит? Какие там проблемы? — начал Путин.
— По данным мониторинга Росгидромета по бассейнам рек Обь и Енисей в Северный Ледовитый океан попадает значительное количество нефтепродуктов, — доложил министр.
— Нефтепродуктов? — удивился премьер.
— Нефтепродуктов, — подтвердил Трутнев. — От 300 тыс. до 500 тыс. т ежегодно.
Для пущей убедительности министр даже привез фотографии с места событий и передал премьеру.
Источником загрязнения, по словами Трутнева, является одна компания — ТНК-BP.
По данным Росприроднадзора, наибольшее количество загрязненных земель (2,2 тыс. га) приходится на ее долю. Трутнев заявил, что в прошлом году на нефтепромыслах ТНК-BP произошло 784 аварии, сопровождающиеся разливом. У компании, по его мнению, ветхие трубы. И если она продолжит вкладывать столько же средств в их замену, то обновит сети лишь через 22 года.
Ханты-Мансийский автономный округ является основным нефтегазоносным районом России, в котором работают крупнейшие нефтяные компании: «Лукойл», «Сургутнефтегаз», «Роснефть» и ТНК-ВР. Однако неудовольствие министра вызвала только ТНК-ВР, которой глава ведомства дал месяц на ликвидацию загрязнений и замену труб.
— Нельзя сказать, что нельзя работать по-другому. На нефтепромыслах «Сургутнефтегаза», «Лукойла» количество аварий не превышает 20–28 в год. У «Башнефти» вообще ноль, — продолжал критиковать министр.
Чиновник уже поручил Росприроднадзору подготовить иск о возмещении ущерба и предложил компании подготовить план замены трубного хозяйства. В том, что на модернизацию есть деньги, Трутнев не сомневается. Министр энергетики Сергей Шматко тоже нашел в кошельке компании лишние средства.
— Надо сказать, что дивидендная политика этой компании разительно отличается от дивидендной политики других компаний как частных, так и государственных, — отметил Шматко. — Я хотел бы просто несколько цифр привести. По итогам 2011 года практически всю полученную прибыль владельцы компании выплачивают в виде дивидендов. Это почти $8 млрд. Средства на то, чтобы сформировать программу по модернизации, точно есть.
Премьер проблемой проникся и дал добро на иск и серьезный разговор с акционерами ТНК-BP. Компанией на паритетных началах владеют британская BP и российский консорциум ААР («Альфа», «Аксесс/Ренова»).
— Пожалуйста, действуйте в соответствии с законом, — предупредил Путин.
Эксперт ИК «Баррель» Анна Анненкова отмечает, что ТНК-ВР не первый раз подвергается нападкам со стороны исполнительных органов власти. «Компания в определенном смысле «неудобна», поскольку большую часть средств выводит за рубеж. К тому же, ТНК-BP не имеет административного ресурса, в отличие от той же «Роснефти», которую защищает Игорь Сечин», — говорит она.
По данным эксперта, ТНК-BP планирует потратить около $40 млн на борьбу с загрязнением окружающей среды. Возможно, «отчитывая» ТНК-ВР, правительство хочет дать понять и «своим» компаниям, что пора обратить внимание на экологию.
— Я бы не стал все сводить к политике: проверки компаний проводятся регулярно, и той же «Роснефти» также предъявлялись претензии за работу на Сахалине, — говорит начальник аналитического отдела «Универ Капитал» Дмитрий Александров.
По его мнению, компании грозит предписание об устранении последствий аварий, возможно, штрафы, теоретически, даже лишение лицензии.
В ТНК-ВР говорят, что компания реализует на территории ХМАО комплексную программу модернизации инфраструктуры, а также программу рекультивации земель, загрязненных в советское время, когда добыча строилась без учета экологических факторов.
За последние три года ТНК-ВР направила на реализацию экологических программ около $2,1 млрд, в том числе $285 млн по Самотлорскому месторождению в ХМАО.