Налоговый маневр будет совершен за счет «Газпрома» и офшоров

«Минфин определился с «налоговым маневром»: дополнительные доходы бюджета будет найдены за счет повышения НДПИ для «Газпрома», а также за счет налогообложения офшоров. А нефтяные компании могут получить новый налог на добавочный доход, который заменит экспортные пошлины. Такие планы заложены в проекте «Основных направлений налоговой политики на 2013-й и последующие два года», который финансовое ведомство направило в правительство. Об этом «Известиям» рассказал источник в Минфине.
В ближайшей перспективе, как следует из проекта, ожидается много нововведений как для юридических, так и для физических лиц. Гражданам обещаны новые льготы. Например, Минфин предлагает освободить от подоходного налога гранты для научных исследований, выплаты безработным на открытие собственного дела, субсидии фермерам. Кроме того, планируется предоставить поблажку семьям, которые получат от государства земельный надел за рождение третьего ребенка. С него не надо будет платить НДФЛ.
Финансовое ведомство также обещает урегулировать вопрос с имущественным налоговым вычетом, когда купленная родителями квартира оформляется (целиком или долей) на ребенка. Минфин обещает, что указанные родители также смогут сэкономить на подоходном налоге — соответствующая норма будет закреплена в Налоговом кодексе. Впрочем, по мнению экспертов, сделает это ведомство не по доброте душевной.
— В конце марта Конституционный суд подтвердил право родителей на получение имущественного налогового вычета за своих несовершеннолетних детей — собственников жилья, — рассказывает партнер юридической компании «Налоговый администратор» Николай Лобусов. — Так что в этом случае Минфин просто оформляет сложившуюся юридическую практику.
Самым доходным для бюджета должно стать более интенсивное повышение налоговой нагрузки на «Газпром». Еще в прошлом году монополия уже получила повышенную ставку налога на добычу полезных ископаемых. Предполагается, что за три года (2012–2014) монополия дополнительно раскошелится на 500 млрд рублей. Согласно проекту основных направлений налоговой политики, Минфин намерен полностью приблизить налоговую нагрузку газовой отрасли к нефтяной, что должно принести не менее 200 млрд рублей дополнительно.
Кроме того, согласно планам финансового ведомства, «Газпром» не получит выгоды от либерализации внутреннего рынка газа — с монополиста будут взыскивать от 80 до 100% дополнительных доходов, связанных с индексацией внутренних цен на газ на внутреннем рынке. Также Минфин намерен проработать вопрос о повышении ставки НДПИ (в зависимости от мировых цен) для других полезных ископаемых, доля экспорта которых достигает 50%.
Перемены ждут и нефтяников, которые разрабатывают новые месторождения: в этом году финансовое ведомство намерено для них проработать вопрос о замене экспортных пошлин на универсальный налог на дополнительный доход. Предполагается, что инвесторам будет гарантирована доходность в 16–22% (в зависимости от сложности проекта), а остальное пойдет в бюджет.
В проекте содержится и предложение, каким образом Минфин намерен выполнить поручение премьера Владимира Путина и предотвратить оптимизацию налогов за счет офшорных схем. Финансовое ведомство хочет закрепить в Налоговом кодексе норму о том, что вся не распределенная между учредителями офшорной компании прибыль является доходом ее владельца, с которого должны быть заплачены налоги на родине.
Правда, как рассказал «Известиям» директор департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина Илья Трунин, пока с налогообложением офшоров вопросов больше, чем ответов.
— Тема очень сложная, и внедрение этого инструмента может затянуться, — пояснил Илья Трунин. — Очень много вопросов, на которые нужно давать ответ. Какие компании признавать контролируемыми? Делать ли из них исключения? Будут ли облагаться доходы компаний, контролируемых только организациями или физическими лицами тоже (т.е. вносить ли изменения в главу 25 или главу 23 в том числе)? Как определять прибыль контролируемых компаний и как контролировать правильность ее исчисления российскими лицами, если компания зарубежная и отчетность в РФ не сдает?
При этом Минфин не поддержит мнение Федеральной налоговой службы (ФНС), которая предложила запретить учет в составе расходов любые транзакции в пользу офшоров.
— То, что предлагает ФНС, сложно администрируется, — объясняет Трунин. — Достаточно поставить между офшором и российским налогоплательщиком посредника в виде компании -резидента «нормальной» страны (например, Голландии, Швейцарии и т.д.), и платеж будет идти уже не в адрес офшора, а на ФНС ляжет обязанность по поиску бенефициара такой сделки. А если они бенефициара найдут, то лучше применять инструментарий трансфертного ценообразования.
По словам председателя комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрея Макарова, все предложения Минфина нуждаются в широкой общественной экспертизе.
— В мае мы запланировали парламентские слушания, на которых намерены детально разобрать все предложения Минфина и высказать по этому поводу свою позицию, — заявил депутат.
В любом случае из подготовленного Минфином документа следует, что правительство намерено поддерживать не декларируемое инновационное и индустриальное развитие, а сырьевые отрасли. Например, согласно подготовленному документу, в этом году инновационные отрасли налоговых льгот получат только на 12,2 млрд рублей, тогда как нефтяники — на 176 млрд рублей.