Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Блинкен заявил об отсутствии данных о военных поставках Китая России
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Происшествия
Один человек погиб в результате попадания снаряда в дом в Херсонской области
Культура
Главный приз «Золотой святой Георгий» ММКФ получил фильм «Стыд» Мексики и Катара
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Мир
Гуцул сообщила о попытке ее задержания и допроса в аэропорту Кишинева
Спорт
Международная федерация баскетбола продлила отстранение россиян до декабря 2024-го
Мир
ВКС РФ уничтожили два пункта базирования боевиков в Сирии
Общество
В Ростовской области задержан избивавший граждан 17-летний подросток
Спорт
FIG удалила из правил пять названных в честь российских гимнасток элементов
Спорт
Тетерин победил Манжуева в бою турнира «Бойцовского клуба РЕН ТВ»
Общество
Подносова провела заседание комиссии при президенте по вопросам назначения судей
Культура
Лучшим российским фильмом ММКФ стала картина «Лгунья» режиссера Трофимовой
Мир
На Тайване произошло землетрясение магнитудой 6,1
Мир
Минимум 10 человек погибли в результате пожара в гостинице в Бразилии
Общество
Фигурант дела о взятке замминистра обороны Иванову Бородин обжаловал арест

Людмила Улицкая напишет о священном мусоре

О своей новой книге писательница рассказала на встрече со студентами МГУ
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

 Сборник «интервью и выступлений» будет называться «Священный мусор». Первыми узнали об этом студенты МГУ, пригласившие писательницу на встречу.

— Я сейчас делаю книжки, которые делают под старость лет, — сообщила г-жа Улицкая. — В каждой жизни накапливается много вещей, которые следовало бы выбросить. Существует общая «схема жизни»: мы все набираем опыт, который помогает нам справляться с жизнью. Маленький  ребенок первый раз обжигается об печку и знает: это горячо. Когда мы взрослеем, какие-то идеи нам кажутся важными. Всё это в течение жизни создает какую-то схему, каждый выстраивает ее из разных кирпичиков. А потом наступает момент, когда я поняла, что я задыхаюсь от этой конструкции, которую я выставила. И я начала каждый кирпичик проверять: «Так я уже не думаю, так я думала в 28, так — в 35». Обнаружила, что довольно значительную часть того, что мне представлялось ценным, можно выбросить. Эту работу я делаю уже много лет, в некотором роде роман «Даниэль Штайн, переводчик» — один из этапов этой работы. Эта книга тоже имела для меня смысл чистки.

Писательница поделилась воспоминаниями о том, как в последний раз  была в той же аудитории, где проходила встреча. Это было 52 года назад, когда она поступала на биологический факультет и в здании на Моховой располагались подготовительные курсы.

Студенты задавали вопросы и о последнем романе Улицкой «Зеленый шатер».

— Относиться к себе слишком серьезно и с пафосом — глупо, — сказала писательница о своем отношении к поколению шестидесятников. — Раздраженно, как многие люди относятся к шестидесятникам, — для меня невозможно. Я совсем не пишу о главных деятелях, а пишу я скорее о людях своего возраста, которые проживали эти времена, дрейфуя в сторону того, что называется диссидентством. На самом деле это был поиск свободы. И находили ее в разных областях, совершенно необязательно в политической деятельности. Наука, например, мне представлялась гораздо более интересной сферой. Только ироническим отношением назвать нельзя, там разные оттенки и горечи, и печали. Мы долго учились не бояться. Боятся самостоятельных решений, в толпе уютнее, чем в одиночку. Россия привыкла к тому, что власть сакральна.

Речь зашла и о книге «Даниэль Штайн, переводчик». Писательницу спросили и о ее собственных религиозных поисках.

— В брежневские времена даже посмеяться было невозможно, очень душные времена. И первое предложение, которое было для меня приемлемо, было христианское предложение. Нравственность не находится в прямой зависимости от религиозности, нравственные люди встречаются и среди атеистов. Проходили годы, и я понимала, что есть проблемы, которые этим ключиком не отрываются, — сказала она.

Говоря о своем читательском опыте, гостья призналась, что всегда читала книги «на вырост».

— Читая, ты как будто становишься на цыпочки. Но сейчас мало людей, которые готовы читать книги «большего размера», — отметила она. — Идет игра в поддавки. Хорошие писатели тоже пишут плохие книги. Писателю нужен успех, без него как-то грустно. Поэтому для этого надо немного «опустить планку». Я знаю таких людей, которые всё опускали планку в угоду нетребовательному читателю, история эта тяжелая.  

Новая книга Людмилы Улицкой выйдет в издательстве «АСТ».

Комментарии
Прямой эфир