Первомай отметили пивом, сидром и кефиром

Шествие, которое стартовало на Тверской, должно было начаться в 10.00. Однако в 10.05 корреспондент «Известий», поднимаясь на выход из метро, с удивлением обнаружила, как внутрь подземки поспешно спускается с десяток граждан с флажками «Профсоюз ЦАО» и «Московская федерация профсоюзов».
— Саботируете? — интересуюсь у черноволосого юноши.
— Свободу человеку труда! — хмыкает, удаляясь в сторону эскалатора, тот.
Тверская была запружена — яблоку негде упасть. Профсоюзы обещали вывести на улицы 100 тыс. человек, но ГУВД Москвы распространило другую цифру: 120 тыс. А еще позже поправило само себя: было 150 тыс. человек.
Трудящихся разделили на колонны. Первыми выпала честь идти строителям, во второй колонне собрались представители Мосметростроя, третью возглавлял мэр Москвы Сергей Собянин — без галстука. Дальше выстроились представители сферы образования, профсоюзные деятели всех столичных округов, колонна единороссов. Под бравурную советскую музыку, которая доносилась с трибуны, установленной на Манежной площади, граждане неторопливо двинулись вперед.
Составляю компанию сотрудникам Мосметростроя. Рядом — двое молодых людей в алых накидках с названием организации.
— Почему решили прийти на шествие?
— Так начальство сказало, — пожимает плечами один.
— Отмечали, кто пришел?
- Ага, бригадиру надо было показаться.
— А как же выходной?
— Ну вот он и есть — выходной, — смеется другой молодой человек.
Женщина лет пятидесяти с небольшим — тоже из Мосметростроя — объясняет, что на шествие вышла, «потому что из профсоюза»:
— Двадцать лет уже хожу!
— И не надоело вам?
— Да что вы, мне нравится! — всплескивает руками дама. По ее словам, представляемая ею организация собрала на шествие 520 человек:
— А вот профсоюз строителей, например, хотел собрать 300, но в итоге привел около 800.
С трибуны тем временем торжественный женский голос расшифровывает понятие «справедливость»: «это удобный общественный транспорт»; «это поддержка культуры, творчества и инноваций». Трудящимся также напомнили, что после выборов 4 марта «Россия вступила в новый этап социального развития».
— Профсоюзы выступают против проявления политического авантюризма! — кричит женщина на всю Тверскую.
Между тем четыре женщины затеяли перепалку, выясняя, как получилось, что они «откололись от остальных».
— Надо было вставать в третью колонну, а это вторая! Теперь потеряемся, и ничего не заплатят, — ершится блондинка.
— Да вроде сказали, что сбор через час после окончания шествия на Малой Грузинской. Хотя боюсь, действительно кинут, — поддакивает рыжая в красном полупальто.
— Простите, а вы тоже через сайт «Массовки.ру» сюда попали? — интересуюсь у рыжей.
— Нет! — мгновенно настораживается та.
— А какую представляете организацию?
Женщина отворачивается и быстро удаляется прочь.
Юноша с плакатом «Путин! Медведев! Россия, вперед!» — честно сообщает, что представляет Росмолодежь. Его коллег здесь порядка тысячи.
— Плакаты еще с предвыборной кампании сохранились? — спрашиваю.
— А вы что, против? — почему-то обижается паренек.
Помимо классических, в советском духе транспарантов «Мир! Труд! Май!» наблюдались и такие: «Народ — хозяин России»; «Нет коррумпированным чиновникам», а также «Инвалидам — доступную среду». Рядом с обладателем одного такого плаката, посвященного инвалидам, важно вышагивали школьники. Оказалось, ученики четвертого класса, приехали из Якутии. Как рассказала «Известиям» педагог, дети раз в неделю прилетают в столицу — учатся в школе с математическим уклоном: «В обучение входит и культурная программа. Кино, музеи»...
Дмитрий Медведев и Владимир Путин влились в колонну трудящихся № 3, когда та достигла гостиницы «Националь». Как раз перед этим глава ФНПР Михаил Шмаков успел сообщить с трибуны, что «сегодня мы говорим не просто «справедливость абстрактная», а «даешь справедливость!» Президенты действующий и избранный резко контрастировали друг с другом: Медведев был в белом, Путин — в черном. В компании граждан тандем прошелся метров триста. Уходящий премьер успел сообщить шествующим рядом участникам акции, что в гороскопы не верит, а будущий премьер заявил: «Если верить, то только в хорошие». Сотрудница одного из предприятий ЖКХ обратилась к Медведеву с просьбой: побольше пропагандировать нелегкий труд работников сферы ЖКХ. Глава государства немедленно вспомнил знаменитый фильм «Афоня» — считать ли его той самой пропагандой, о которой говорит женщина? Оказалось, нет:
— Там был слесарь, а нам по ЖКХ надо, — дама настаивала на своем...
Дойдя до первого же поворота — угла Моховой и Воздвиженки, — члены тандема шествующих покинули. В небольшой компании профсоюзных лидеров и трудящихся Путин и Медведев провели отдельное «шествие»: до пивного бара «Жигули» на Арбате. Выпили по кружке пивка. Вместе с президентом и премьером «пенное» употребляли, в частности, главный профсоюзный деятель страны Михаил Шмаков и депутат Госдумы, токарь по профессии, Валерий Трапезников. Закусывали раками, креветками, чипсами и рыбой. Но не только — тандем подошел к делу серьезно и заказал полноценный обед. Медведев съел отварной картофель с треской, Путин — жареную картошку и колбаску.
— А потом мы все вместе сфотографировались с официантами, — рассказал «Известиям» депутат Трапезников.
Лидер ФНПР во время застольной беседы времени даром не терял: лоббировал свою давнюю идею — создать Министерство труда.
— Мои аргументы были такие: надо собирать в единый кулак те вопросы трудовых отношений, которые сейчас разбросаны по разным ведомствам. Дмитрия Анатольевича волновало, чтобы не было провала в работе по этому направлению, а Владимир Владимирович отнесся к предложению спокойно, — позже рассказал «Известиям» Шмаков. На вопрос, было ли таки обещано создание Минтруда, глава ФНПР ответил обтекаемо:
— Мое твердое убеждение — это должно быть сделано. И будет сделано.
По словам профсоюзного босса, за столом то и дело звучали шутки:
— Что говорили первые лица, пересказывать не буду. А вот историей, которую рассказал им я, поделюсь. В свое время я работал на секретном предприятии, и мы там никак не могли поймать за руку одного сотрудника, который на работу приходил трезвым, а уходил постоянно подшофе. Причем дело было в период борьбы с пьянством. И вот в конце концов мы его выследили. Оказалось, этот человек, который всегда приносил с собой бутылку кефира и батон, поступал хитро: выкрасил бутылку изнутри белой краской, а внутрь водку наливал.
— Как же вы этого пройдоху вычислили? — любопытствую.
— Все, больше говорить не могу, — заявил глава ФНПР. — Я сейчас нахожусь в другой компании, и мне как раз налили сидр. Можете прямо так и написать: Шмаков еще и сидр пьет.
Бывший представитель рабочего класса Валерий Трапезников сообщил «Известиям», что в разговоре с Путиным и Медведевым он поднял такой вопрос:
— Чтобы олигархи строили учебные заведения для квалифицированных рабочих, а то их все меньше и меньше становится. Правильно ведь?
Также участник обеда в «Жигулях» заявил, что губернаторы должны брать пример с президента и премьера. А именно — на первомайские шествия выходить. Медведев, по словам депутата, на это ответил: «Заставить губернаторов не можем. Но намекнем»...
Первые лица пили пиво, а шествие тем временем продолжалось. Но если рядовые участники, дойдя до метро, расходились по домам, то профсоюзному лидеру и первому замсекретаря президиума генсовета «Единой России» Андрею Исаеву можно было только посочувствовать: битый час он только и делал, что, стоя на трибуне, широко улыбался и приветствовал демонстрантов высоко поднятой рукой.
«Да здравствуют трудящиеся Восточного административного округа Москвы!» — разнесся по Тверской все тот же женский голос. Ровно в этот момент какой-то сердобольный полицейский отодвинул металлическую решетку, огораживающую Тверскую от Георгиевского переулка. В колонне трудящихся Восточного округа Москвы мгновенно образовалась дыра: люди хлынули в «прореху», к ближайшей станции метро.