Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
МВД России предупредило пенсионеров о возможном мошенничестве перед 9 Мая
Мир
МИД Китая отреагировал на обвинения в шпионаже со стороны Германии
Общество
Шойгу предупредил о последствиях ударов ВСУ по Запорожской АЭС
Мир
МИД назвал слова Пелоси о протестующих в США уничижительным отношением к демократии
Армия
ВС РФ ударили по украинскому эшелону в районе Удачного в ДНР
Политика
Уровень доверия россиян Путину составил почти 80%
Интернет и технологии
В «Единой России» сообщили о масштабных кибератаках на свои ресурсы
Экономика
В ФАС призвали скорректировать ценообразование на авиабилеты
Политика
Военный эксперт указал на желание США снять с себя ответственность за провал ВСУ
Мир
Шойгу сообщил об ожидании ШОС скорого присоединения к ней Белоруссии
Общество
В ГД внесли проект о возможности продления майских праздников по решению жителей
Общество
Подносова провела заседание комиссии при президенте по вопросам назначения судей
Общество
Сторона защиты попросила отменить экс-замминистра обороны Иванову арест
Общество
Матвиенко увидела предпосылки для «демографической весны» в России
Экономика
Аналитик указал на заинтересованность ЕС в больших объемах СПГ из РФ
Общество
В России утвердят пятилетнюю программу развития дорог в новых регионах до мая

Нужен ли России «новый» Путин?

Политолог Андраник Мигранян — о том, на чью поддержку должен опираться новый президент
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В ходе недавней президентской избирательной кампании многие, даже доброжелательно настроенные по отношению к Путину аналитики, говорили о том, что для нового президентского срока нужен «новый» Путин. На самом деле, если «старый» Путин был хорош, то зачем ему меняться? Для политика большого калибра важно, чтобы он обладал безусловными лидерскими качествами, и политик либо этими качествами обладает, и это — навсегда, либо он этими качествами не обладает, и это — тоже навсегда.

В третий период своего президентстваа Путину предстоит решить наиболее сложную задачу из тех, с которыми ему приходилось сталкиваться до сих пор: создать эффективную, конкурентную по мировым критериям экономику вне сырьевого сектора. По наблюдению заслуживающих доверия экспертов, за годы двух президентств Путина и в период его премьерства в стране вне сырьевого сектора сформировались 300–400 очень успешно развивающихся компаний с оборотом от $100 млн до $500 млн, которые и могут стать основой российской экономики завтрашнего дня. Перед Путиным стоит задача использования государственного потенциала, с тем чтобы не создавать надуманные отрасли экономики или промышленные предприятия и научные центры, а просто провести инвентаризацию всего имеющегося, чтобы помочь этим новым живым и динамично развивающимся компаниям. Тут от государства зависит очень многое: одним компаниям требуется помощь в преодолении преград законодательного характера, другие нуждаются в кредите, третьим необходимо формирование новых рынков для реализации продукции как внутри страны, так и за рубежом. Ключевым институтом, через который государство сможет эффективно выполнить свою задачу, может стать Агентство стратегических инициатив.

Возможно, новому президенту следовало бы поставить перед этим агентством задачу добиться того, чтобы как минимум 100 компаний из этих 300–400, занятых в сферах несырьевой экономики, уже к концу нового президентского срока Путина могли успешно конкурировать с иностранными аналогами на российском рынке товаров и чтобы хотя бы 10 из этих компаний стали конкурентоспособными на мировых рынках. Помимо изменения структуры экономики, благодаря развитию этих компаний и увеличению их численности хотя бы вдвое произойдет значительный рост среднего класса России. В результате в стране будет сформирован огромный менеджерский класс, который станет кадровым резервом для властей, с тем чтобы они в своих кадровых решениях вышли за рамки олигархов первой волны и «силовиков и чекистов» второй волны. Эти кадры, в лице состоявшихся менеджеров, можно будет использовать на разных уровнях исполнительной власти, при решении тех стратегических задач, которые сегодня стоят перед российским правительством. Я думаю, что это понимание есть у Путина.

Самое последнее, о чем хотелось бы сказать сегодня, в день вступления в должность нового президента: ему необходимо разобраться в вопросе о том, на какую институционально оформленную политическую силу он собирается опереться в своей деятельности в ближайшие шесть лет. Дело в том, что в отношении «Единой России» сложилась довольно деликатная ситуация. Во время президентской избирательной кампании новый президент, лидер партии, дистанцировался от нее, в том числе из-за недостаточно впечатляющих результатов, которых она добилась во время думских выборов. Эту партию часто и не всегда беспочвенно критикуют за излишнюю косность и забюрократизированность. Предложение Путиным кандидатуры Медведева на пост лидера партии «Единая Россия», на мой взгляд, не самое удачное решение. Дело в том, что Медведев и партия «Единая Россия» чужды друг другу, и не в последнюю очередь скромные результаты «Единой России» объясняются тем, что Медведев возглавил партийный список. Эта партия создавалась под лидера, лидером партии был Путин, а во время думской избирательной кампании он не смог провести полномасштабную кампанию как лидер партии, так как список партии возглавлял действующий президент. В «Единой России» состоит огромное количество энергичных, активных, полных сил людей, и было бы неправильно оставить эту партию новому премьеру и создавать нечто другое. Тем более что за последние четыре года интеллектуальное окружение Медведева позиционировало его как убежденного и последовательного либерала западного образца. Так что для него более органичным будет создание или присоединение к какой-то либеральной партии.

Было бы целесообразно превратить «Общероссийский народный фронт» в партию во главе с В.В. Путиным. Одним из ключевых элементов этой партии может стать «Единая Россия», которая со временем будет более органично инкорпорирована и интегрирована внутри «Народного фронта». Эту новую партию нужно превратить в настоящую политическую организацию, а не в административный придаток исполнительной власти. Так как в рамках «Народного фронта» представлены самые разные институционально оформленные интересы, это даст возможность сохранить демократический характер процесса принятия решений через согласование интересов. Такая партия может стать опорой нового президента и будет в состоянии обеспечить политическую мобилизацию населения страны в поддержку проводимого курса своего лидера. Думаю, что российская политика созрела для того, чтобы можно было формировать партийное правительство и иметь партийного президента. Надо упорядочить и завершить формирование политической системы, превращая основные институты власти в партийные и переводя политическую жизнь в сферу межпартийной борьбы, как это имеет место в странах, которые прошли довольно большой путь в формировании демократических институтов и ценностей. 

Комментарии
Прямой эфир