Генный код новаторства в фотоискусстве

Галерея классической фотографии и Музей органической культуры проводят выставку «Форпост русской фотографии». Это 300 снимков 20 фотографов из коллекции коломенского Музея органической культуры. История развития фотоискусства в нашей стране представлена непрерывистой последовательностью не связанных между собой явлений, но передававшейся из рук в руки традицией.
В годы, когда официальные структуры все еще считали фотографию инструментом идеологического манипулирования, а советский фоторепортаж был «самым объективным в мире», родились десятки фотоклубов. Самый популярный из них — «Новатор», основанный в 1961 году фотографами-прикладниками Александром Хлебниковым и Георгием Сошальским, стал форпостом русской фотографии и главным героем одноименной выставки.
Хлебников и Сошальский — первые советские рекламные фотографы (на выставке — притягательные изображения духов и даже сваренных вкрутую яиц), а кроме того, клуб привлекал к работе уже сложившихся мастеров, например, Бориса Игнатовича, Александра Гринберга.
Мэтры на практике демонстрировали новичкам приемы и теоретические разработки художественной фотографии. В клубе «повышали квалификацию» и просто общались любители, многие из них впоследствии стали профессиональными репортерами и фотохудожниками, а многих можно смело назвать фотоклассиками.
— Художник в фотографе рождается, когда в нем умирает хроникер, — говорит Георгий Колосов, продолжатель традиций клуба «Новатор». — Тогда его перестает интересовать событие, зато увлекает форма.
Колосов 11 лет наблюдал через объектив Русский Север, 17 лет разделял трудности пути с участниками Великорецкого крестного хода. Серия работ «Всякое дыхание» запечатлела разные состояния и формы природы, а подборка «Да хвалит Господа» стала своеобразным продолжением к молитве.
В экспозиции — портреты деятелей русской культуры, запечатленных Юрием Ростом: Раневская, Ахмадулина, Лихачев, Мравинский, Лосев... Знаменитый снимок Роста «Браты»: десять братьев, прошедших войну и вернувшихся живыми.
Игорь Пальмин, прославившийся фотографиями архитектуры и художников, на выставке выглядит диссидентом: если в кадре киоск с бубликами, то «бубликов нет», если плакат «Да здравствует социалистическая демократия», то пафос обязательно понижается — рядом мерзнет лохматая шавка.
Александр Викторов создавал пейзажи, исполненные внимания к каждому листу и хвоинке, вне каких бы то ни было клубов. Снимки Александра Слюсарева на первый взгляд похожи на абстрактные эксперименты авангардистов в живописи. Александр Китаев стал известен не только как фотограф, но и как историк русского фотоискусства.
На полноту изложения истории русской фотографии экспозиция не претендует, но представление о «генном коде» этого вида искусства в России, несомненно, дает. В портрете и пейзаже, в рекламе и лирической акварели фотографы отстояли свое право преображать реальность в художественный образ.
Выставка в Галерее классической фотографии на Саввинской набережной продлится до 20 мая.