Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Экономика
Силуанов прокомментировал ситуацию со SWIFT на фоне диалога РФ и США
Общество
Блогера Лерчек оставили под домашним арестом
Общество
Умер заслуженный деятель искусств РФ звукорежиссер Валентин Бобровский
Армия
Система «Купол Донбасса» за неделю сорвала 198 атак украинских БПЛА в ДНР
Мир
Трамп обвинил Иран в организации атак хуситов и пригрозил жестким ответом
Мир
Vietnam Airlines возобновит рейсы Ханой — Москва спустя три года после перерыва
Мир
В кабмине Израиля заявили о «свободе для журналистов» после ограничения работы Кулюхина
Мир
Совет ЕС одобрил финансовую помощь Украине на €3,5 млрд
Политика
Политолог допустил согласование помощи стран ЕС Украине на €40 млрд без Венгрии
Спорт
Россиянка Мирра Андреева поднялась на третье место в чемпионской гонке WTA
Армия
Российские военные уничтожили миномет и антенну ВСУ в Харьковской области
Мир
Сийярто заявил об отказе Венгрии поддержать новый пакет помощи Украине на €20 млрд
Мир
Песков назвал опасной тенденцией обсуждение отправки контингента НАТО на Украину
Общество
ФТС пресекла канал контрабанды авиационных запчастей в ОАЭ и Республику Конго
Мир
Сербия может допустить РФ и США к анализу данных о якобы звуковой пушке на протестах
Наука и техника
Самолет Superjet с российскими двигателями ПД-8 совершил первый полет
Политика
Военный аналитик назвал поражение под Курском причиной отставки главы генштаба ВСУ

Момент истины

Писатель Виктор Топоров — о том, стоило ли отменять телепоказ фильма «Четыре дня в мае»
170
Выделить главное
Вкл
Выкл

7 мая в 19.30 по НТВ, вопреки программе, НЕ ПОКАЗАЛИ свежий фильм немецкого режиссера Ахима фон Борриса «Четыре дня в мае», буквально в последний миг заменив его проверенной военно-патриотической картиной Михаила Пташука «В августе 44-го» по замечательному роману Владимира Богомолова «Момент истины». Меж тем сама история с этим так и не показанным немецким фильмом (снятым отчасти на российские — Министерства культуры, — отчасти на украинские, но в основном, естественно, на немецкие деньги) в высшей степени показательна. Прежде всего как знак этического невежества, чтобы не сказать этической невменяемости.

Сюжет фильма таков. В последние дни перед капитуляцией Германии высаживаются на немецкий остров Рюген восемь разведчиков и десантируется танковый батальон. Перед разведчиками ставится задача принудить к капитуляции остатки полка СС (порядка ста человек), уже готовых сложить оружие, но намеревающихся переправиться в Данию, с тем чтобы сдаться не красноармейцам, а их британским союзникам. Смуглый чернявый комбат почему-то отказывает разведчикам в боевой поддержке; таким образом, их оказывается восемь человек (из которых один тяжело раненный) против ста. Пока суд да дело, разведчики захватывают детский дом и палят из разбитой пушки одним-единственным имеющимся у них снарядом. Впрочем, эсэсовцы ответного огня не открывают, ведь в качестве живого щита красноармейцы используют, усадив их прямо на лафет, здешних юных питомиц.

Девочки-сироты все без исключения слепые (ослепли под бомбежкой). Слепы и две взрослые девушки (одну из них уже уволокли на массовое изнасилование со смертельным исходом русские танкисты). Не слепы почему-то директриса приюта (баронесса, родившаяся в Санкт-Петербурге) и ее юный племянник, которого она все годы войны патриотично и правдоподобно (в равной мере) учит русскому. Мальчик встречает разведчиков с автоматом в руках, но их командир (Алексей Гуськов, он же один из сопродюсеров фильма) обезоруживает юного вервольфовца и в дальнейшем испытывает к нему вполне объяснимую приязнь, ведь жена и дочь самого «Гуськова» умерли в блокаду, а единственный сын погиб в ополчении. Как тут не полюбить первого же встреченного звереныша! «Ты похож на моего сына», — признается 13-летнему немчику капитан Красной Армии (был бы уже генералом, но дважды попадал рядовым в штрафбат и начинал все сначала, «искупая кровью»).

Вторую полововзрослую слепую девушку хочет изнасиловать один из разведчиков, но «Гуськов» останавливает его. А другого разведчика — которому, прельстившись игрой на разбитом рояле, «дает» сама слепая — запирает в подвале. Зато юный вервольфовец как сыр в масле катается: его используют как переводчика на безуспешных переговорах с эсэсовским полковником и в быту (мальчик нарочно переводит всё шиворот-навыворот) и, запустив на мелководье в море, забрасывают ручными гранатами. Оглушенная рыба всплывает, а он собирает ее в мешок — на ужин героям. Меж тем наступает День Победы — и сексуальное напряжение достигает максимума.

Застолье разведчиков прервано визитом пьяного комбата. Он требует поделиться с ним и его танкистами хотя бы половиной здешних слепых девочек. А получив резкий «отлуп», возвращается вместе со всем пьяным батальоном на танках. И разведчики вступают в неравный бой. И на помощь к ним приходят эсэсовцы. И совместными усилиями — в День Победы! — они уничтожают целый танковый батальон Красной Армии. Правда, в неравном бою гибнут сами. Гибнет вместе с ними и эсэсовский полковник. Зато остальные эсэсовцы вместе со слепыми сиротами благополучно уплывают в Данию.

Вот такое кинцо нам хотели показать в канун Дня Победы. Нам и нашим ветеранам. И вообще-то уже показали: в феврале — ко Дню армии — оно вышло на большом экране. Правда, провалилось в прокате — и метровая частота НТВ чуть было не пришлась весьма кстати. Кроме как глумлением и сам этот фильм, и его прокат ко Дню армии, и едва не состоявшийся показ по ТВ ко Дню Победы назвать трудно. Хотя — и это, наверное, самое страшное — никто не хотел глумиться сознательно: так оно просто-напросто получилось. А почему получилось именно так? Я уже написал: из-за этического невежества, из-за этической невменяемости.

Тему ВОВ наше кино поднимает в последние годы все чаще и чаще. И в основном — на немецкие деньги (и лишь отчасти на отечественные, да и то — располовиненные откатами). Гитлеровцы, соответственно, становятся в этих фильмах всё благороднее и благороднее, а красноармейцы — всё отвратительнее и отвратительнее. А играют последних (как и в «Четырех днях в мае») телесериальные актеры, которым велят корчить бандитские рожи... И всё же фильм Ахима фон Борриса — в некотором роде рекорд. Снят он по какой-то сомнительной повестухе; сама повестуха основана якобы на каком-то одном-единственном документе; сам этот документ уже разоблачен как фальшивка — но тем не менее. Или, если угодно, тем более.

Но еще более удручающее впечатление производит реакция на этот фильм со стороны тех, кто вроде бы совестлив по определению, ибо интеллигенция — это совесть нации (а отнюдь не то, что сказал про нее В.И. Ленин), не правда ли? Никто или почти никто его не смотрел (кроме горстки горе-профессионалов, наградивших его на выборгском кинофестивале «Окно в Европу»), но все хвалят — и все единодушно осуждают его запрет. Ходовая фраза в Сети: «Не смотрел и смотреть не собирался, но теперь непременно посмотрю!» И еще одна: «Какие уж там протесты ветеранов! Какие там просьбы  трудящихся! Кто обращает на них внимание? Наверняка фильм убрали из предпраздничной программы НТВ по звонку из Кремля!»

Из Кремля или не из Кремля, но убрали в любом случае по делу. Я бы, в свою очередь, поинтересовался тем, а кто, собственно, включил эту агитационную фальшивку в предпраздничный показ? И поискал бы следы личной заинтересованности — то ли кумовство, то ли коррупция… Однако полагаю, что руководство НТВ спохватилось (и подстраховалось) в данном случае само. И правильно сделало.

И, чтобы по-пушкински «сравненье кончить шпицом»: самое острое огорчение в связи с невозможностью посмотреть «Четыре дня в мае» в канун Дня Победы, причем непременно по НТВ, выказывают и высказывают те же самые люди, которые еще совсем недавно — какую-то пару месяцев назад — призывали к тотальному бойкоту этого «позорного» (впрочем, во многих отношениях, увы, и впрямь позорного) телеканала!       

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир
Следующая новость
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Пользовательским соглашением