«Попытки ОДКБ сотрудничать с ЕС и НАТО пока результата не дали»
Идея Договора о коллективной безопасности,
подписанного 15 мая 1992 года, родилась в весьма сложной и
противоречивой обстановке, вызванной распадом СССР.
В
тех трудных политических обстоятельствах, в условиях противоречий между
бывшими союзными республиками надо было сохранить определенную степень
их общности и взаимодействия, в том числе в оборонной сфере. Кроме того,
нужно было вписать новые государства в систему международных
обязательств бывшего СССР.
В этих
условиях российской стороной предпринимались настойчивые усилия по
закладке фундамента действенной системы коллективной безопасности,
увенчавшиеся подписанием в Ташкенте сроком на пять лет Договора о
коллективной безопасности, который гарантировал в случае угрозы одному
из государств-участников консультации и военную помощь от остальных.
Договор
подписали Армения, Казахстан, Киргизская Республика, Россия,
Таджикистан и Узбекистан. К концу 1993 года к Договору присоединились
еще три государства: Азербайджан, Беларусь и Грузия.
На
первом этапе Договор рассматривался как одно из измерений Содружества независимых государств: в нем участвовали 9 из 12 стран СНГ.
На
том этапе по объективным причинам Договор не мог стать достаточным объединяющим фактором. Резко свертывались военные и
военно-технические связи между новыми государствами, находившимися в
состоянии глубокого кризиса.
Усиливались расхождения стран СНГ по
проблемам внешней политики. Конфликтные ситуации между ними, к
сожалению, трагически развивались вплоть до военных действий
(армяно-азербайджанское противостояние вокруг Нагорного Карабаха). В
итоге в 1999 году Договор отказались продлить три страны: Азербайджан,
Грузия и Узбекистан (восстановил членство в 2006 году).
Сейчас нельзя ожидать шагов навстречу со стороны руководства Грузии. Туркменистан также, несмотря на заинтересованность в совместной борьбе с наркотрафиком, не идет на установление взаимодействия.
Однако
всплеск международного терроризма в начале нового тысячелетия, вылазки
экстремистов в Центральной Азии и на Кавказе поставили вопрос о
существенном организационном укреплении системы, основанной на Договоре.
Итогом проведенных консультаций и согласований между государствами —
участниками ДКБ стало принятое в десятую годовщину его подписания
решение создать новую полноценную структуру — Организацию Договора о
коллективной безопасности (ОДКБ).
Устав
и Соглашение о правовом статусе ОДКБ были подписаны 7 октября 2002
года. Устав Организации вступил в силу 18 сентября 2003 года после
получения ратификационных грамот от всех государств-членов.
В
соответствии с уставом главная цель ОДКБ лежит в «укреплении мира,
международной и региональной безопасности и стабильности» и формировании
«справедливого, демократического миропорядка, основанного на
общепризнанных принципах международного права».
Со
2 декабря 2004 года ОДКБ имеет статус наблюдателя при
Генеральной ассамблее ООН. Кроме того, ОДКБ сотрудничает с ОБСЕ, СНГ,
ШОС, ЕврАзЭС, а также Международной организацией по миграции,
Международным комитетом Красного Креста, Евразийской группой по
противодействию легализации преступных доходов и финансированию
терроризма, Планом Коломбо и др.
Попытки руководства ОДКБ сотрудничать с органами Европейского союза и НАТО пока результата не дали. Несмотря на предпринимаемые в рамках утвержденных в 2004 году Основных направлений диалога и взаимодействия ОДКБ с НАТО усилия, не удается выйти на диалог ОДКБ с НАТО. Руководство альянса открыто дает понять, что исключает установление официальных отношений между двумя организациями, предпочитая поддерживать контакты с государствами — членами ОДКБ сугубо на двусторонней основе.
Что касается стран Европы, то их отношение остается дифференцированным. В целом, признавая заслуги ОДКБ в отдельных сферах, например в борьбе с наркопотоком и нелегальной миграцией, они не заинтересованы лишний раз отмечать успехи интеграционных усилий России и потому не стремятся как-либо акцентировать положительные стороны ОДКБ. Тем более не стоит ждать этого от стран, связанных обязательствами по линии НАТО.
1
января 2004 года был сформирован Объединенный штаб ОДКБ. На настоящий
момент функционируют региональная группировка войск (сил)
Восточноевропейского региона, объединенная группировка войск (сил)
Кавказского региона, а также Коллективные силы быстрого развертывания
Центрально-Азиатского региона.
В
военную составляющую ОДКБ входят сформированные на широкой коалиционной
основе Коллективные силы оперативного реагирования, включающие воинские
контингенты и формирования сил специального назначения общей
численностью порядка 20 тыс. человек, а также миротворческие силы,
насчитывающие около 3,5 тыс. человек.
Также
разработана и утверждена Целевая межгосударственная программа оснащения
Коллективных сил оперативного реагирования ОДКБ современными
вооружением, военной и специальной техникой, специальными средствами.
К настоящему времени успешно функционирует единая система ПВО в Восточноевропейском регионе. Заключено и вступило в силу Соглашение о создании системы управления силами и средствами системы коллективной безопасности ОДКБ.
На основании
заключенного в 2000 году соглашения и протоколов к нему функционирует
механизм военно-технического сотрудничества, который предусматривает ряд
преференций и осуществление межгосударственных поставок продукции
военного назначения для союзных вооруженных сил на основе
внутригосударственных цен.
Создана
возможность экстренного оказания военно-технической помощи государствам
— членам ОДКБ в случаях возникновения угрозы агрессии или совершения
акта агрессии на основании соответствующего протокола, принятого в
октябре 2007 года.
Кроме того, в формате ОДКБ созданы и используются на постоянной основе координационные механизмы по линии борьбы с незаконным оборотом наркотиков, нелегальной миграцией, ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, информационной безопасности и информационного противодействия.
Примером
может служить антинаркотическая операция «Канал». Этот масштабный
проект реализуется с 2003 года. В рамках комплекса мероприятий
взаимодействуют органы внутренних дел, наркоконтроля, пограничные и
таможенные службы, подразделения финансовых разведок не только
государств — членов ОДКБ, но и стран, не входящих в организацию. Всего в
качестве наблюдателей в операции участвуют более 25 государств и пять
межгосударственных объединений.
Общими
усилиями правоохранительных органов государств, участвующих в операции с
2003 года по настоящее время, из незаконного оборота изъято свыше 422
т различных видов наркотиков, в том числе около 20 т героина, 70 т
гашиша, 8 т кокаина и 7,5 т синтетических наркотиков. Попутно у
правонарушителей изъято 14 865 единиц огнестрельного оружия и 435 352 штуки
боеприпасов.
Входят в регулярную
практику совещания главных наркологов государств — членов ОДКБ, на
которых обсуждаются вопросы сотрудничества наркологических служб в
области профилактики немедицинского потребления наркотиков, лечения и
реабилитации наркозависимых.
Разработана
и реализуется система мер в сфере борьбы с международным терроризмом и
экстремизмом, организованной трансграничной преступностью.
Недавно начались работы по отражению вызовов и угроз, связанных с чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера.
В
целях обеспечения оперативного обмена информацией об угрозе или факте
чрезвычайной ситуации ведется работа по формированию единого
информационно-программного пространства. Примечательно, что при
реализации данного проекта мы получим широкоформатную систему, которая
позволит осуществлять принятие решения на любом уровне
межгосударственного управления по кризисной ситуации в любой сфере
деятельности организации.
Формируется
полигонная база в интересах чрезвычайных ведомств. Статус базового
полигона ОДКБ получил полигон МЧС Республики Казахстан «Скальный город —
Астана».