К борьбе за Цаговский лес подключат тяжеловесов

Общественная палата РФ возьмет под контроль конфликт, возникший между администрацией подмосковного Жуковского и группой экологов-активистов, защищающих от вырубки Цаговский лес, через который планируется проложить дорогу для подъезда к месту проведения авиасалона Международного авиационно-космического салона (МАКС). Как сообщил «Известиям» член Общественной палаты Сергей Семак, в том случае, если предположение жителей города о неправомерности проводимых в лесу работ подтвердится, палата обратится к губернатору области Сергею Шойгу и в администрацию президента с просьбой вмешаться в ситуацию. Результаты проверки палаты будут известны вечером 15 мая.
Сам скандал вокруг Цаговского леса разгорелся 21 марта. Согласно плану местных властей, вдоль зеленой зоны Жуковского должна быть проложена трасса протяженностью 1 км, которая соединит город с Национальным центром авиастроения и местом ежегодного проведения МАКСа. Застройщиком дороги является ГКУ «Мосавтодор». На настоящий момент под строительство в лесу вырублено порядка 10 тыс. деревьев (10% от всей территории).
Жители, недовольные фактом массовой вырубки и организовавшие лагерь защитников леса, неоднократно пытались добиться от местных властей предоставления документов на строительство, что приводило к возникновению столкновений между экоактивистами и полицией. Эскалация конфликта произошла в минувший понедельник, 14 мая, когда администрация города ликвидировала лагерь активистов, сославшись на постановление об ограничении посещения леса в пожароопасный период.
Как пояснил «Известиям» помощник мэра города Евгений Солодилин, пожароопасный режим был введен еще в конце апреля и информация об этом была опубликована. По его словам, уничтожение лагеря не имеет никакой связи с конфликтом вокруг строительства трассы.
— Мы действительно беспокоимся за пожарную обстановку в лесу. В прошлом году предпринимались попытки поджога со стороны провокаторов, пытавшихся в итоге обвинить в пожаре местную администрацию, — пояснил Солодилин.
Напомним, что до 2010 года Цаговский лес носил статус природоохранной территории, присвоенный еще в 1982 году и защищающий зеленую зону от вырубки. Однако два года назад суд отменил решение о присвоении особого статуса, обосновав это отсутствием публикации постановления в прессе, хотя на момент 1982 года не было закона, обязывающего публиковать подобную информацию. Сейчас власти уже готовы вернуть природоохранный статус лесу.
— Получается так, что статуса лес лишили, чтобы изъять из него земли и осуществить вырубку, а о постановлении, связанном с ограничением посещений в пожароопасный период, вспомнили, только когда стало выгодно его использовать для разгона активистов. Если бы подмосковные власти так активно пользовались этим постановлением, то отчасти можно было бы избежать и ситуации 2010 года, когда всю область затянуло дымом от лесных пожаров, — пояснил директор по природоохранной политике «WWF России» Евгений Шварц.
По словам Александра Кузнецова, защитника леса, присутствовавшего 14 мая при сносе лагеря, в результате стихийных действий сотрудников полиции активистам даже не удалось забрать свои вещи, какая-то часть из них была увезена без описи. Независимый адвокат Дмитрий Удальцов, комментируя действия полиции 14 мая, признал их противозаконными. «При изъятии личных вещей в рамках любых следственных мероприятий обязательно должны быть составлены протокол, опись», — пояснил эксперт.
«Известия» уже сообщали, что правомерность проведения строительных работ в лесу обязалась проверить прокуратура подмосковного Жуковского. Так, ранее прокурор города Игорь Пантюшин сообщил изданию, что первые результаты проверки должны появиться после 10 мая. На момент обращения, 15 мая, прокурор оперативного комментария предоставить не смог.
Затруднился ответить на вопрос о результатах проверки прокуратуры и помощник мэра Евгений Солодилин. В то же время Сергей Семак сообщил изданию, что для наиболее полной оценки возникшей в Жуковском ситуации Общественная палата может прилечь экспертные организации в сфере дорожного хозяйства для проверки того, насколько оптимальным является проект подъезда к месту проведения МАКСа.