Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Более 80% россиян положительно оценили работу Путина
Политика
Путин назначил Игоря Мартынова послом в Буркина-Фасо
Экономика
Экономист отметил конкурентоспособность российского газа на мировом рынке
Здоровье
Диетолог дала советы по выходу из поста без последствий для организма
Авто
Ввоз в РФ автомобилей из Японии и Кореи достиг досанкционного уровня
Авто
В Госдуму внесли законопроект о смягчении требований к тонировке авто
Политика
Песков назвал опасными заявления Макрона о возможности введения войск на Украину
Армия
Два ракетоносца Ту-95МС выполнили полет у западного побережья Аляски
Общество
Песков объяснил возвращение покинувших Россию граждан обилием перспектив в стране
Армия
ВС РФ взяли под контроль 547 кв. км территории новых регионов с начала 2024 года
Политика
В Кремле объяснили высокий рейтинг Путина доверием россиян
Армия
Шойгу заявил о росте ежесуточных потерь ВСУ до 1 тыс. человек в апреле
Общество
В Кремле постараются организовать встречу школьницы из ДНР с Путиным
Наука и техника
Зонд «Чанъе-6» для взятия грунта с обратной стороны Луны запустили в Китае
Политика
В ГД предложили финским политикам остудить головы после слов о Калининграде
Общество
Синоптик спрогнозировал самое холодное 9 мая в Москве за 25 лет
Общество
В Подмосковье зафиксировали почти 1 тыс. случаев укусов клещей с начала сезона

Москва придумала, как ответить на «список Магнитского»

Глава Высшего арбитражного суда Антон Иванов пояснил «Известиям», на ком из иностранцев скажутся предложенные меры
0
Москва придумала, как ответить на «список Магнитского»
Председатель правительства России Дмитрий Медведев выступает на открытии II Петербургского международного юридического форума. Фото: ИЗВЕСТИЯ/Анна Исакова
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Юридический форум, который посетил премьер Дмитрий Медведев, прошел в центре Петербурга, прямо на Дворцовой площади. Глава кабмина и гости заседали в разбитом посреди площади шатре. Фактически получился своего рода палаточный городок. Даже премьер отметил, что «ничего подобного на Дворцовой площади еще не было». Вывод он сделал такой: «Это означает, что в Петербурге любят юристов».

Дмитрий Медведев, которого можно назвать главой «правительства исполняющих обязанности» (все члены кабмина, кроме премьера, носят приставку и.о.), заговорил о российском праве: в последние два десятилетия происходит беспрецедентная его трансформация.

— Нас нередко критикуют, иногда справедливо, — констатировал председатель правительства, но недостатки законодательства по традиции объяснил тем, что наша демократия еще молода.

Зато сейчас, перевел Медведев разговор, «каждый гражданин страны может поучаствовать в подготовке закона». По его мнению, законы, которые родились в результате масштабного обсуждения, люди будут охотнее исполнять — «потому что все, что пропустил через свое сознание, сложнее отторгается».

 — Хороший закон — это всегда баланс интересов, компромисс между разными точками зрения. Мы, юристы, как раз те люди, которые могут обеспечивать такое взаимопонимание, — заявил премьер.

Позже корреспондент «Известий» поинтересовалась у главы ФАС Игоря Артемьева, который также присутствовал на форуме, подходит ли под категорию «хороший» законопроект, предлагающий увеличить до 1,5 млн рублей штрафы за нарушение правил проведения митингов.

— Я не могу ничего сказать, я законопроект не видел, — заявил глава ФАС.

— Но вы наверняка о нем читали. С юридической точки зрения 1,5 млн рублей — это адекватный штраф за такое правонарушение?

— Я юрист, прежде чем отвечать, я должен видеть закон. А я, повторю, его не видел.

Примерно такой же ответ «Известиям» дал и Антон Иванов.

— Про митинги говорить не буду, — категорическим тоном произнес он...  

Речь Дмитрия Медведева была посвящена не только «хорошим» законам, но и содержала воинственную часть. Премьер завел речь о нарушениях международных норм.

— Чего стоят военные операции против государств в обход ООН, заявления, что тот или иной режим потерял легитимность! — сказал он. Это, конечно, была шпилька в первую очередь в адрес США.

— Скоропалительное решение о проведении военных операций в иностранных государствах заканчивается одним и тем же — приходом к власти радикалов, — продолжал глава кабмина. — Такие шаги приводят к региональным войнам и даже — не хочу никого пугать — могут закончиться ядерной войной.

Не менее острым было и выступление председателя ВАС Антона Иванова. Он предупредил, что хотел бы «затронуть деликатную тему, которую обычно на международных форумах не затрагивают, потому что они проходят в атмосфере всеобщей благостности».

— Я имею в виду тему недобросовестной конкуренции, — уточнил он.

Адресатов речи — а ими были западные государства — Иванов не пощадил. Сначала он  приводил примеры недобросовестной конкуренции права. В их числе такие знаменитые дела, как истории со швейцарской фирмой Noga и «библиотекой Шнеерсона» (американский суд постановил передать американской общественной организации коллекцию редких книг из библиотеки раввина Шнеерсона, хранящихся в Российской государственной библиотеке). Также глава ВАС напомнил и о «многочисленных делах о детях, которые российские гражданки проигрывают в иностранных судах». Россия, сделал вывод оратор, «должна гарантировать своим гражданам защиту». Вопрос — как?

Меры были предложены радикальные. Например, проводить в России судебные процессы, параллельные тем, что идут за рубежом (разумеется, когда в деле фигурируют россияне). «В крайнем случае могли бы применяться реторсии (правомерное принудительное действие. — «Известия») к самому ответчику, должностным лицам, адвокатам и судьям, принимающим незаконные решения, — считает Иванов. — Им мог бы быть запрещен въезд на территорию России. Причем по решению суда. Активы этих лиц могли бы быть заморожены, а в некоторых случаях конфискованы».

Намек на «список Магнитского» был более чем очевиден. И совсем уж прозрачным он стал после того, как председатель ВАС произнес следующие слова:

— Аналогичные меры уже применяются некоторыми странами, только без суда и следствия. США, например.

Во время перерыва, отвечая на вопросы журналистов, Антон Иванов, правда, категорически отрицал, что его инициативы хоть как-то связаны со «списком Магнитского».

— Это не зеркальный ответ. Моя идея в ином: чтобы суды (российские. — «Известия») сами приходили к выводу, что нарушена юрисдикция иностранного государства (опять же в данном случае в России. — «Известия»).

Тот факт, что фигуранты «списка Магнитского» появились в этом документе без суда и следствия, возмутил судью до глубины души.

— Это мало чем отличается от знаменитых «приговоров-троек», — сказал он.

Корреспондент «Известий» поинтересовалась, действительно ли глава ВАС, предлагая замораживать российские активы иностранных судей и адвокатов, верит, что таковые (активы то есть) в РФ имеются?

— Это неизвестно, есть они здесь или нет. А что, те, кто составлял «список Магнитского», думали, что счета этих лиц есть в США? — усмехнулся Иванов.

По его мнению, наиболее эффективно предложенная им мера могла бы действовать в отношении адвокатов и адвокатских фирм, имеющих юридическую практику на территории нашей страны.

— Это будет чувствительной нормой, — сказал Иванов.

— А почему вы решили сегодня нарушить благостную, по вашим же словам, атмосферу форума?

— Ну, иногда надо говорить неприятные вещи, — засмеялся судья.

— И все-таки: что конкретно подтолкнуло-то?

— Не знаю, — сказал Иванов.

Критические выступления Медведева и Иванова прозвучали аккурат накануне поездки премьера на саммит G8 в США.

Комментарии
Прямой эфир