Политтехнологи удваивают ставки

Политтехнологи решили отомстить властям за решение ввести один единый день голосования. Недавно специалисты по организации выборов собирались на слет в Тольятти и постановили там увеличить свои гонорары в два раза. Об этом «Известиям» рассказали несколько участников мероприятия.
До сих пор политтехнологи имели возможность зарабатывать два раза в году — на региональных выборах, которые проходили в единые дни голосования в марте и сентябре. Но в апреле на встрече Дмитрия Медведева с руководителями регионов и городов была озвучена идея проводить все выборы единожды — во второе воскресенье сентября. Законодатели отреагировали быстро и уже успели принять законопроект в первом чтении.
— До сих пор мы могли зарабатывать два раза в году, а теперь только один раз. Естественно, мы должны были как-то отреагировать, — говорит Татьяна Лушникова, проводившая ряд региональных избирательных кампаний, в том числе и для «Единой России». — Мы просто хотим получать такой же гонорар, как получали раньше.
Раньше минимальный гонорар руководителя PR-кампании составлял 150 тыс. рублей в месяц, при том что всего на подготовку требовалось 2,5–3 месяца, рассказывает председатель неформального профсоюза политтехнологов Виталий Сергеев. Таким образом, за один единый день голосования политтехнолог зарабатывал не менее 450 тыс. рублей, а за два — от 900 тыс.
— Теперь мы решили, что за кампанию политтехнолог должен получать не менее 1 млн рублей, то есть примерно столько, сколько мы и раньше получали за год, — говорит Сергеев. Таким образом, за выборы мэра в небольшом городе, куда кандидат приглашает двух политтехнологов, придется заплатить 2 млн рублей, не считая расходов на агитацию.
— Выборы в законодательное собрание будут куда дороже. Там может быть несколько десятков специалистов, у которых гонорар составляет определенный процент от дохода руководителя — например, у первого заместителя 80–90%, у кого-то 70% и т.д., — рассказывает он.
Специалисты говорят, что решение об удвоении гонораров поддержали практически все участники обсуждения.
— Конечно, может так получиться, что придут какие-то неопытные политтехнологи и предложат меньшие деньги. Мы один раз готовы потерпеть, потому что вряд ли они добьются успеха и потом заказчики все равно придут к нам, — говорит Татьяна Лушникова.
Правда, политики утверждают, что не боятся угроз политтехнологов, потому что не пользуются их услугами.
— Дело в том, что сейчас у каждой партии и у каждого серьезного политика
есть свои политтехнологи, которые получают постоянную зарплату. Не
думаю, что они будут добиваться какого-то серьезного увеличения. Пока
это всё как-то несерьезно, — говорит депутат Госдумы от «Справедливой
России» Оганес Оганян.
— Они предлагают технологии, которые известны всем и которыми пользуются
все. А для нас всегда были важны другие подходы: прямой контакт с
людьми, вовлечение в партийную работу наших сторонников, формирование
собственного партийного актива, — говорит секретарь генсовета «Единой
России» Сергей Неверов.
— Это неправда, политики и партии регулярно прибегают к услугам политтехнологов со стороны, — возражает директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко. — Конечно, у них есть штатные специалисты, но для работы на тех или иных выборах губернаторы и мэры заказывают работу нештатных. Так что платить будут все.