Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Средства ПВО за ночь уничтожили 30 беспилотников ВСУ над двумя регионами РФ
Мир
Президент Республики Сербской Додик назвал Европу синонимом кризиса
Мир
Трамп назвал ужасающими кадры падения вертолета в реку Гудзон
Мир
Посольство РФ потребовало от МИД Эквадора отменить запреты на въезд россиян
Мир
В Мьянме произошло землетрясение магнитудой 4,8
Мир
Генсек UNCTAD указала на блокировку притока инвестиций в мире из-за пошлин США
Мир
Reuters сообщило о столкновении двух самолетов в аэропорту Вашингтона
Мир
В Госдепе США призвали Россию освободить осужденного за наемничество американца
Политика
Политолог оценил заявления Киева о готовности купить оружие США
Мир
Трамп заявил об отсутствии необходимости в Маске
Мир
Госдеп США подтвердил отставку посла США в Киеве Бриджит Бринк
Мир
В Нигерии рассказали о риске затопления почти всех штатов страны
Армия
Расчеты FPV-дронов уничтожили технику и блиндажи ВСУ в зоне проведения СВО
Общество
Верховный суд признал право на компенсацию за навязчивые звонки с рекламой
Спорт
Овечкину подарили золотую клюшку в честь поставленного рекорда по забитым шайбам
Мир
МИД РФ назвал целью визита Лаврова в Казахстан подготовку двусторонних мероприятий
Общество
В Забайкальском крае установили 36 виновников природных пожаров

Ройзман: мафия, которая стоит за производством дезоморфина, — это фарминдустрия

Глава фонда «Город без наркотиков» — об ограничении продажи кодеинсодержащих препаратов
264
Ройзман: мафия, которая стоит за производством дезоморфина, — это фарминдустрия
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Шалгин
Выделить главное
Вкл
Выкл

С 1 июня в аптечных сетях по всей России из свободной продажи исчезли кодеинсодержащие препараты. Начиная с 2001 года «Пенталгин», «Каффетин», «Коделак», «Солпадеин», «Нурофен Плюс» и другие подобные лекарства приобрели у наркоманов бешеную популярность за дешевизну и доступность. Разовая «наркотическая пайка» может получиться из одной упаковки ценой в 150–200 рублей. При этом средняя цена дозы героина — 5–7 тыс. рублей.

По некоторым оценкам, наркотики на основе кодеина занимают до 40% наркорынка в России. Наркоманы делают из таблеток адскую смесь, известную в определенной среде как дезоморфин — «крокодил». Казалось бы, только безумец решится вколоть себе этот страшный коктейль — после уколов на теле появляются чешуйки, кожа зеленеет, появляются незаживающие гниющие язвы. В итоге «крокодил» убивает наркомана за год-полтора. Однако на «крокодиле», по оценкам главного нарколога России Евгения Брюна, «сидит» до 25% российских наркоманов.

 Отныне купить лекарства, в состав которых входит кодеин, можно лишь по рецепту строгой отчетности, когда документ оставляется у врача, отвечающего за каждую проданную пачку таблеток. О том, чем стал для страны долгожданный законопроект и как теперь будут действовать аптечные наркоманы, «Известиям» рассказал глава фонда «Город без наркотиков» Евгений Ройзман.

— Как вы оцениваете новый закон?

— Это очень правильный шаг, но делать его надо было лет 10 назад, когда фарминдустрия набирала обороты и все понимали, что и почему. Аптечных наркоманов по всей стране не случайно называют «дети Голиковой».

— Что вы думаете о распространенной жалобе граждан: дескать, теперь просто так не купишь таблетки от головной боли?

— Не слушайте, за этими заявлениями стоит лобби фарминдустрии. На самом деле эти препараты — наркотики. Кто подсел на эти таблетки, тот настоящий наркоман. Кроме того, когда мы изучали вопрос с серьезными фармацевтами, они в один голос говорили: море аналогов, более качественных и современных. А если уж у тебя такая проблема, что нужны кодеиновые препараты, то иди к врачу, выписывай рецепт и покупай, как это делается во всем мире.

— Есть ли сейчас в продаже другие препараты, на которые могут переключиться наркоманы?

— Нет. Кто-то попытается бросить колоться, из-за чего увеличится приток наркоманов в клиники, кто-то начнет пить, кто-то пойдет за маком. 

— То есть сейчас удачный момент, чтобы попытаться излечить тех, кто захочет слезть с иглы?

— Во всем, что касается наркотиков, нужно действовать комплексно. Запрет кодеинсодержащих по-настоящему бы сработал, если бы одновременно с ним был принят закон о принудительном лечении. Тогда бы удалось спасти сотни тысяч людей.

— Что сейчас произойдет с «кодеиновой мафией» — теневым бизнесом, который занимался производством дезоморфина из таблеток?

— Мафия, которая стоит за производством дезоморфина, — это фарминдустрия, которая за последние годы увеличила — в связи с ростом количества наркозависимых — объем производства таблеток в сотни раз. И все понимали, что происходит.

- Не попробует ли фарминдустрия, лишившаяся огромных доходов за счет продажи кодеинсодержащих препаратов, найти им замену?

- Я боюсь, что среди идеологов-фармацевтов есть люди, которым это придет в голову. За последние годы они подготовили рынок и огромное количество аптечных наркоманов, которые готовы проглотить новые препараты в гигантских объемах. Чтобы этого не случилось, нужна твердая и четкая позиция государства по защите своего населения. Без нее очень сложно бороться с легальным наркорынком. Чтобы запретить свободную продажу кодеиносодержащих препаратов властям понадобилось 10 лет. Чтобы запретить курительные смеси, на которых школьники сидят с 2002 года, потребовалось 8 лет. А при желании все это можно было сделать гораздо быстрее.

- В чем должна выразиться позиция государства, кроме общих слов о том, что наркотики – это плохо?

- Здесь присутствуют три момента. Во-первых, введение уголовной ответственности за употребление наркотиков. И при этом не надо обращать внимание на вопли правозащитников. До 1994 года этот закон работал и показал свою эффективность. Он помогал отпугнуть молодых начинающих наркоманов, которые знали: начнешь колоться – посадят в тюрьму. Когда закон отменили, количество наркоманов по стране выросло в десятки раз.

Во-вторых, поднятие порога наказания за торговлю наркотиками вплоть до пожизненного заключения. Накануне выборов у нас разрабатывали подобный законопроект, но потом он лег под сукно. Это оказалось обычным пиар-ходом.

И третий момент - очень важно ввести принудительное лечение наркоманов, чтобы было как в Америке, когда суд предлагает зависимому на выбор – тюрьма или принудительное лечение в клинике.

 - Не опасаетесь ли вы, что после ограничения продаж таблеток активизируется «традиционный» героиновый наркорынок?

- Этого не случится, если контролировать его на местах, отслеживать диаспоры приезжих и проводить профилактические мероприятия. Практика показывает, что при желании наркорынок поддается контролю. Кроме того, нужно сейчас обратить пристальное внимание на курительные смеси и соли для ванн, которые в частности едут к нам из Китая и заказываются молодежью по почте. Полагаю, в ближайшие годы эта проблема станет в России номером один.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир
Следующая новость
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Пользовательским соглашением