На скуле Маяковского воздвигли кондиционер

Первые дни лета в заводском городке Выкса в Нижегородской области прошли под знаком фестиваля новой культуры «Арт-Овраг». Корреспондент «Известий» отправился выяснять, как удалось разжечь в индустриальной провинции очаг современной культуры.
Вдохновившись слоганом «сделай арт на свой стрит», народ рванул оживлять город: граффити во всю стену типовых многоэтажек должны сделать их нетиповыми, а проект художника Дмитрия Пархунова превратил местное ПТУ в арт-объект в духе классика абстракционизма Пита Мондриана.
Слоган фестиваля об «уличном» арте перекликается с незабвенным манифестом футуристов под названием «Декрет № 1 о демократизации искусства»: «…отменяется проживание искусства в кладовых, сараях человеческого гения — дворцах, галереях, салонах… Свободное слово творческой личности пусть будет написано на перекрестках, домовых стенах, заборах…»
Портрет одного из авторов манифеста — Владимира Маяковского — украсил торец многоэтажки, на скуле поэта-футуриста примостился раскрашенный по такому случаю кондиционер.
Спорный вопрос, можно ли называть настенную живопись граффити, если эскизы согласовывались с городской администрацией и жильцами домов, а рисовали, подогнав среди бела дня машину с подъемником. Все-таки само слово подразумевает элемент хулиганства, протеста — хотя бы против монохромности стен. Впрочем, «несогласованного» стрит-арта тоже хватает: «Хватит бухать, займись спортом» — любительская надпись «из баллончика» на доме, разрисованном профессионалами с двух торцов.
Центром мастер-классов (например, по каллиграфии или конструированию из картона), концертов и лекций (рассказ об истории хип-хопа занимает четыре часа) стал парк культуры и отдыха. В XVIII веке братья Баташевы построили здесь усадьбу, а в парке при ней — каменный театр, пруды, зверинец и оранжереи. Театр сгорел, пруды пересохли, а в оставшиеся овраги спустились художники и любители экстремального спорта.
Построили велотрассу с трамплинами — мастера кувыркаются в воздухе, а подростки подначивают один другого, берут на «слабо»: поехали, если не трус, — так что страшно становится за детские головы, если овраг останется без присмотра.
Символ фестиваля в Выксе — водонапорная башня, построенная отцом легендарных гиперболоидных конструкций, инженером Владимиром Шуховым, прообраз его же телебашни на Шаболовке. Уважением к Шухову объясняется и обилие фестивальных башен.
— Кто умеет профессионально точить карандаш? — спрашивают участников нетравматичного мастер-класса по ИЗО. Собравшиеся подростки (урок «для взрослых» от 15 лет) собираются запечатлеть один из центральных объектов фестиваля — башню нью-йоркского скульптора Джона Пауэрса из 1700 нагроможденных друг на друга деревянных блоков.
Абстракционистский проект Пауэрса Big Gini наполнен социальным смыслом. Художник рассказывает, что посвятил его разрыву между богатыми и бедными: как между людьми, так и между городами, например между Нью-Йорком и Выксой. Пауэрс считает, что из-за этого неравенства много несчастных людей, психических заболеваний и разводов. В Японии или Норвегии расслоение меньше — и люди счастливее, уверен он.
Архитектор Лоренсо Фернандес-Ордоньес из Мадрида решил построить «Дрожащую башню», вибрирующую от ветра и дождя. Но закончил только арматурный каркас. Взамен художник создал «Башню-медузу» — конструкцию из полупрозрачного пластика — и подвесил ее между деревьями.
«Поющая башня» архитектора Ольги Фридлянд колеблется не только от ветра: ее раскачивают зрители, чтобы услышать, как звучат подвешенные в проемах колокольчики и металлические трубы. Дмитрий Алексеев и Алексей Иванов соорудили «Человека-башню» с головой-антенной, причем этот металлический монстр из стремянок «залез» на осветительную вышку на стадионе.
Выкса — город металлургов, и все, от стадиона до Дома культуры, здесь носит гордое имя «Металлург». Организаторы фестиваля — «Объединенная металлургическая компания» — надеются, что креативная атмосфера удержит в городе молодежь — потенциальных инженеров и рабочих местного завода.
Молодежи и правда много, и кого ни спросишь, все собираются работать именно там, где уже трудятся папы, дяди, братья и откуда вышли на пенсию бабушка с дедушкой. Даже съездившие поучиться в Нижний Новгород или Москву склонны возвращаться — правда, притягивает молодых металлургов пока не столько пафос развития региональных предприятий и тем более не арт-фестивали, сколько тысячедолларовая стартовая зарплата.