Новости, деловые новости - Известия
Четверг,
30 июня
2016 года

На скуле Маяковского воздвигли кондиционер

Арт-фестиваль в Выксе объединил экстремальный спорт и детские мастер-классы

Дмитрий Алексеев создал «Человека-башню» с головой-антенной и взгромоздил его на вышку. Фото: «ИЗВЕСТИЯ» / Александра Сопова

Первые дни лета в заводском городке Выкса в Нижегородской области прошли под знаком фестиваля новой культуры «Арт-Овраг». Корреспондент «Известий» отправился выяснять, как удалось разжечь в индустриальной провинции очаг современной культуры.

Вдохновившись слоганом «сделай арт на свой стрит», народ рванул оживлять город: граффити во всю стену типовых многоэтажек должны сделать их нетиповыми, а проект художника Дмитрия Пархунова превратил местное ПТУ в арт-объект в духе классика абстракционизма Пита Мондриана.

Слоган фестиваля об «уличном» арте перекликается с незабвенным манифестом футуристов под названием  «Декрет № 1 о демократизации искусства»: «…отменяется проживание искусства в кладовых, сараях человеческого гения — дворцах, галереях, салонах… Свободное слово творческой личности пусть будет написано на перекрестках, домовых стенах, заборах…»

Портрет одного из авторов манифеста — Владимира Маяковского — украсил торец многоэтажки, на скуле поэта-футуриста примостился раскрашенный по такому случаю кондиционер.

фото: ИЗВЕСТИЯ / Александра Сопова

Спорный вопрос, можно ли называть настенную живопись граффити, если эскизы согласовывались с городской администрацией и жильцами домов, а рисовали, подогнав среди бела дня машину с подъемником. Все-таки само слово подразумевает элемент хулиганства, протеста — хотя бы против монохромности стен. Впрочем, «несогласованного» стрит-арта тоже хватает: «Хватит бухать, займись спортом» — любительская надпись «из баллончика» на доме, разрисованном профессионалами с двух торцов.

фото: ИЗВЕСТИЯ / Александра Сопова

Центром мастер-классов (например, по каллиграфии или конструированию из картона), концертов и лекций (рассказ об истории хип-хопа занимает четыре часа) стал парк культуры и отдыха. В XVIII веке братья Баташевы построили здесь усадьбу, а в парке при ней — каменный театр, пруды, зверинец и оранжереи. Театр сгорел, пруды пересохли, а в оставшиеся овраги спустились художники и любители экстремального спорта.

Построили велотрассу с трамплинами — мастера кувыркаются в воздухе, а подростки подначивают один другого, берут на «слабо»: поехали, если не трус, — так что страшно становится за детские головы, если овраг останется без присмотра. 

Трасса еще не закончена, очередь юных велосипедистов уже стоит

Трасса еще не закончена, очередь юных велосипедистов уже стоит

фото: ИЗВЕСТИЯ / Александра Сопова

Символ фестиваля в Выксе — водонапорная башня, построенная отцом легендарных гиперболоидных конструкций, инженером Владимиром Шуховым, прообраз его же телебашни на Шаболовке. Уважением к Шухову объясняется и обилие фестивальных башен.

— Кто умеет профессионально точить карандаш? — спрашивают участников нетравматичного мастер-класса по ИЗО. Собравшиеся подростки (урок «для взрослых» от 15 лет) собираются запечатлеть один из центральных объектов фестиваля — башню нью-йоркского скульптора Джона Пауэрса из 1700 нагроможденных друг на друга деревянных блоков.

Абстракционистский проект Пауэрса Big Gini наполнен социальным смыслом. Художник рассказывает, что посвятил его разрыву между богатыми и бедными: как между людьми, так и между городами, например между Нью-Йорком и Выксой. Пауэрс считает, что из-за этого неравенства много несчастных людей, психических заболеваний и разводов. В Японии или Норвегии расслоение меньше — и люди счастливее, уверен он. 

Джон Пауэрс у своей деревянной башни

Джон Пауэрс у своей деревянной башни

фото: ИЗВЕСТИЯ / Александра Сопова

Архитектор Лоренсо Фернандес-Ордоньес из Мадрида решил построить «Дрожащую башню», вибрирующую от ветра и дождя. Но закончил только арматурный каркас. Взамен художник создал «Башню-медузу» — конструкцию из полупрозрачного пластика — и подвесил ее между деревьями.

«Поющая башня» архитектора Ольги Фридлянд колеблется не только от ветра: ее раскачивают зрители, чтобы услышать, как звучат подвешенные в проемах колокольчики и металлические трубы. Дмитрий Алексеев и Алексей Иванов соорудили «Человека-башню» с головой-антенной, причем этот металлический монстр из стремянок «залез» на осветительную вышку на стадионе. 

Выкса — город металлургов, и все, от стадиона до Дома культуры, здесь носит гордое имя «Металлург». Организаторы фестиваля — «Объединенная металлургическая компания» — надеются, что креативная атмосфера удержит в городе молодежь — потенциальных инженеров и рабочих местного завода. 

Молодежи и правда много, и кого ни спросишь, все собираются работать именно там, где уже трудятся папы, дяди, братья и откуда вышли на пенсию бабушка с дедушкой. Даже съездившие поучиться в Нижний Новгород или Москву склонны возвращаться — правда, притягивает молодых металлургов пока не столько пафос развития региональных предприятий и тем более не арт-фестивали, сколько тысячедолларовая стартовая зарплата.

Известия // воскресенье, 3 июня 2012 года

На скуле Маяковского воздвигли кондиционер

На скуле Маяковского воздвигли кондиционерАрт-фестиваль в Выксе объединил экстремальный спорт и детские мастер-классы

скопируйте этот текст к себе в блог:

Новости партнеров


реклама
Закрыть

Цитировать в комментарии
Сообщить об ошибке