Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Захарова указала на провокационный характер учений НАТО на территории Финляндии
Мир
Сенатор Кастюкевич рассказал о жизни в оккупированном ВСУ Херсоне
Происшествия
В районе падения БПЛА в промзоне Липецка была проведена эвакуация
Политика
Матвиенко указала на нуждающиеся в объединении регионы
Мир
Зеленский поблагодарил сенат за одобрение законопроекта о помощи Украине
Происшествия
Уровень воды в Ишиме в селе Абатском в Тюменской области поднялся за сутки на 149 см
Происшествия
В Ростовской области загорелся склад на площади 600 кв. м
Мир
Трамп указал на попытки демократов обвинить его в связях с Россией
Мир
В ОДКБ заявили о сохранении обязательств в отношении Армении в полном объеме
Мир
МИД Бразилии заявил о пропаже или гибели четырех наемников на Украине
Мир
Военнослужащие ВС РФ за сутки поразили 360 целей ВСУ
Мир
Эксперт указал на выгоду для оборонных компаний США в выделении помощи Украине
Мир
Байден подпишет пакет законопроектов о помощи Украине 24 апреля
Мир
МИД КНДР заявило о неспособности западной помощи ВСУ остановить армию РФ
Общество
Авиакомпаниям рекомендовали высаживать людей при духоте в самолетах
Происшествия
Губернатор Смоленской области сообщил о пожарах на объектах ТЭК после атаки БПЛА

О роли гуманитарного знания

Заместитель научного руководителя ВШЭ Лев Любимов — о том, каким образом власть может изменить общество
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Греция и Рим создали античную культуру, уровень и мощь которой остались до сих пор не только непревзойденными, но и необъяснимыми. Эта культура начиналась с языков. Греческий и латынь безусловно являлись не только средством коммуникации и дескрипции знания, но и главным средством интеллектуальной деятельности. Греки мыслили мифологически, отчего их язык легко выходил за пределы обозначения видимых реальностей и вторгался в пространство отвлеченных понятий, абстракций, создав язык науки, которым человечество пользуется до сих пор. Это позволило им заложить основы геометрии и даже математики в целом. Они населили окружающий их мир тысячами богов, героев, поучительных историй. Будучи втянутыми в коммуникации со всем тогдашним миром, до самой его ойкумены, они были полиглотами, что кратно усиливало их интеллектуальный потенциал. Греко-римская культура — продукт удивительной гармонии аналитического и синтетического типов мышления, познания. Продукт этой культуры всеобъемлющ — от  непревзойденных литературных шедевров до паттернов правового  упорядочивания общества и государства.

Гуманитарный (прежде всего лингвистический и литературно-философский) компонент — фундамент этой культуры. Когда она погибла, наступило десять веков европейского мракомыслия. Возрождение Европы, уместившееся в Ренессанс, Реформацию и Просвещение, означало реинкарнацию античной культуры, всех ее составляющих. Реинкарнация открыла новую эпоху человечества — модерн. Латынь, не умершая и бережно сохраненная в храмах и монастырях, связывала десятивековое время между гибелью Рима и Возрождением. Она сохранила семя этой культуры. Ее языки  и литературы (художественная, историческая, философская) стали главным средством воспитания европейских элит, включая интеллектуальные, и нараставших поколений европейского образованного класса.

Реформу нашего языка начал М.В. Ломоносов. И получилось у него это потому, что он в совершенстве владел латынью. Сквозь сложную, совершенную и многофункциональную структуру латыни он уловил пути перестройки отечественного языка. Довершили дело В.А. Жуковский и А.С. Пушкин, тоже им владевшие.

В гимназиях России редукция этой культуры в 40-е годы XIX века привела к потокам недоучек в 50-е и взращивании из них массового потенциала нигилизма, противостоящего властям и не принимаемого народом. Возвращение в начале 70-х этой культуры в гимназии (до 22 часов в неделю) уже через несколько лет выковало великолепно подготовленную для обучения в лучших европейских университетах абитуру и через эту конкуренцию заставило наши университеты броситься вдогонку германским. А вскоре мы получили интеллектуальный, гуманитарный и духовный «взрыв» Серебряного века — в высшей степени конкурентное в мире и массовое сословие философов, математиков, инженеров, врачей, писателей, поэтов и т.д. Россия двинулась к своему высшему месту на мировом интеллектуальном Олимпе.

Что было дальше, мы знаем. Советский школьный всеобуч ставил целью преодоление неграмотности, многопредметное обучение немногому обо всем. Далее происходило бессмысленное наращивание объема транслируемых для зубрежки дидактических единиц и редукция научающих технологий (педагогическая редукция), способных обеспечивать развитие интеллекта. Из школы исчезли не только латынь и греческий, но и иностранные языки (два урока в неделю в старших классах ничего не давали), исчезла западная литература. Русская литература трактовалась, оценивалась на основе критерия соответствия ее персонажей утилитарным целям революций и низвержений. История подвергалась кратно большему искажению, чем до 1917 года. Социальных наук не было вообще.

Одновременно с 1917 года шло неуклонное упрощение русского языка, превращение его в новояз, некий воляпюк («народ и партия едины», «социализм — это мир», «овощной конвейер страны», «бойцы стройотрядов»). После 1991 года, оказавшись в рыночной экономике и открытом обществе, мы не нашли в своем языке слов для описания этой действительности. И теперь наш обыватель безуспешно силится понять смыслы «хеджирования», «волатильности», «имплементации», «инфорсмента», «деривативов», «пенитенциарной системы», «опционов» и «бонусов», тысяч других «закордонных» слов.

Синтетическое мышление (синтез расчленяемых при восприятии частей культурных феноменов, их дополнение, интуиция, воображение, ассоциативность — всё, что взращивается именно гуманитарным и социальным образованием) редуцировалось до предела, а вместе с ним и способность к инсайтам. Синтетическое мышление — отличительное свойство китайской, японской культуры, ставшее мощнейшим субстратом для исторических рывков этих народов при дополнении их традиционных институтов новыми. Нам это пока не грозит (и рывки тоже). Если не обманывать самих себя, то нам нужно сначала пройти так и не начинавшуюся у нас во всем спектре гуманитарного, философского и социального знания (а вместе с ними и компетенций) эпоху Просвещения. Захочет наша власть вложиться в этот Исход в царствие интеллекта, духа, многообразия и креатива «по полной программе», — пройдем эпоху исторически «по-спринтерски». Не захочет — значит, модернизации не будет, ибо до нее нужно пройти через эпоху модерна, которой в России так и не случилось.

 Автор — заместитель научного руководителя Высшей школы экономики

Комментарии
Прямой эфир