Cтудии — лидеры российского кино получат деньги по новой схеме

Даже ЧП с клубом «Плотforma», по сочинским меркам куда более крупное, чем пожар в башне «Федерация» в Москве, не стало прошлой ночью главной темой для разговоров на «Кинотавре». Обсуждали в основном решения попечительского совета Фонда кино, которые были приняты в Москве в среду вечером и о которых рассказал прилетевший в Сочи исполнительный директор фонда Сергей Толстиков.
Днем шел плановый круглый стол на тему «Фонд кино в диалоге». Участники говорили о том, сколь непривычна для них эта ситуация диалога, когда государство советуется с профессиональным сообществом — раньше ведь спускались кулуарно невесть как и невесть кем принятые решения, которые надо было исполнять.
И что грех этой новой ситуацией не воспользоваться и не обсудить, как усовершенствовать систему государственной поддержки кино. Рассуждали в основном об экспертизе — возможно ли сделать ее по-настоящему профессиональной и независимой. А также о том, что господдержка не обязана ограничиваться продюсерскими производящими компаниями.
По словам Александра Роднянского, адресатами ее могут стать и владельцы кинотеатров, которые ставят в репертуар так называемые quality movies, «качественное», то есть содержательное, кино, причем не обязательно российское. А также дистрибуторы, которые рискуют такое кино ввозить.
И уже в конце собрания Толстиков сообщил, что в связи с решением попечительского совета произошли изменения в списке студий-лидеров, получающих приоритетное государственное финансирование. Люди, которых эти изменения коснулись непосредственно, сидели за тем же столом и, судя по выражению лиц, узнали о переменах вместе со всеми.
Хотя, строго говоря, произошло то, чего в профессиональных кругах ожидали давно, и о чем «Известия» писали несколько месяцев тому назад. Из лидерского списка выбыла ПРОФИТ Игоря Толстунова, зато вошла «Дакота» Рената Давлетьярова, а также российские производители того самого «качественного» кино: «Коктебель» Романа Борисевича, «Нон-стоп продакшн» Александра Роднянского и Сергея Мелькумова и студия «Рок» Алексея Учителя.
Как объяснил «Известиям» Толстиков, речь не идет о двух группах лидеров — в зрительском и авторском кино. Усредненность в господдержке уходит, и каждая из студий в «лидерском» списке переходит на индивидуальный режим финансирования.
Если раньше все «мейджоры» получали от государства около $8 млн в год, то теперь суммы будут разными — в зависимости от показателей прошлого года и от структуры пакета портфеля проектов. Сейчас на первые позиции вышли «Базелевс» Тимура Бекмамбетова и СТВ Сергея Сельянова.
Еще одно изменение может коснуться системы возврата. Попечительский совет прислушался к мнению Толстикова о том, что процент возврата должен колебаться в зависимости от жанра фильма и в случае так называемых «зрительских жанров» (комедия, мелодрама, триллер, etc.) может быть увеличен.
На поддержку фильмов в прокате деньги станут выделяться отдельной строкой, и тут уже возврат будет колебаться от 50 до 100%.
Помимо поддержки лидеров фонд по-прежнему будет вкладывать деньги в так называемые социально значимые проекты и копродукцию. Кроме того, как сказал Толстиков «Известиям», необходимо найти формы поддержки молодых продюсеров, чтобы обеспечить им возможность беспрепятственного входа в рынок.
Причем в данном случае фонд может даже не ждать заявок, а сам отслеживать все новое и яркое, что случается в российском кино — будь то каннский приз короткометражке Таисии Игуменцевой или попытка внедрения системы краудсорсинга, которую предприняла молодой продюсер Елена Степанищева на фильме Бориса Хлебникова «Пока ночь не разлучит» (он открывал «Кинотавр»).
На церемонию закрытия фестиваля собирается прилететь новый министр культуры Владимир Мединский, как говорят в кулуарах, большой поклонник кинематографа.