Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Спорт
The Times узнала о подготовке иска пловцов к WADA за допуск китайцев на ОИ
Мир
В США впервые в 2024 году обанкротился банк
Армия
Российские военные захватили американскую машину разминирования в зоне СВО
Экономика
Число вакансий с подработками перед майскими праздниками выросло в 1,5 раза
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Общество
Синоптики предупредили москвичей о грозе 27 апреля
Мир
Франция создает проблемы российским дипломатам с выдачей виз
Общество
Число китайских студентов в России выросло до 41 тыс.
Мир
Гуцул пригласила президента и премьера Молдавии на День гагаузского языка
Армия
Снайперы ВДВ спасли из-под обстрела ВСУ семью беженцев из Часова Яра
Общество
Работающим россиянам хотят разрешить отдавать пенсионные баллы родителям
Мир
Die Welt узнала о причинах отказа Украины от заключения мира в Стамбуле
Мир
Бельгия может поставить Украине истребители F-16 до конца 2024 года
Общество
В Госдуме предложили запретить организацию обращения криптовалют в РФ
Мир
Вертолет с восьмью людьми на борту упал в Эквадоре
Мир
Франция не позвала РФ на мероприятия по случаю окончания Второй мировой войны

Сжигать нельзя перерабатывать

Бытовые отходы в столице начнут утилизировать по новым правилам
0
Сжигать нельзя перерабатывать
Фото: Владимир Суворов «Известия»
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Несколько лет назад ситуация с мусорными свалками в Москве приблизилась к критической точке: бытовые отходы просто вывозились за черту города и сгружались на гигантских свалках. Благодаря этому вокруг столицы рос вонючий и почти вечно дымящийся горный хребет. Оживляли пейзаж шумные стаи ворон, копошащиеся мусорокопатели да одинокий бульдозер, силящийся хоть как-то утрамбовать непрерывно поступающие отходы.

Три существующих в Москве мусоросжигательных завода (МСЗ) просто физически не успевали уничтожать весь объем бытовых отходов, и 22 апреля 2008 года столичная администрация выпустила постановление 313-ПП «О развитии технической базы городской системы обращения с коммунальными отходами в городе Москве».

В числе необходимых мер правительство столицы намечало строительство в городе семи новых мусоросжигательных заводов. Инициатива чиновников вызвала неприятие в обществе и сопровождалась серьезными протестными действиями. «Мы, например, по этому поводу устраивали митинги, пикеты, круглые столы в Мосгордуме, на которых встречали сильное противодействие со стороны ряда представителей правительства и иностранных инвесторов, – вспоминает «яблочник» Сергей Митрохин, в то время бывший депутатом Московской городской думы. – В итоге здравый смысл все же победил. Власть торжественно объявила, что вместо мусоросжигательных заводов будут строиться мусороперерабатывающие, притом не в самой Москве, а в Подмосковье».

В пользу переработки, а не сжигания мусора говорит то, что три действующих в столице мусоросжигательных завода ежегодно «обогащают» загазованный воздух Первопрестольной на 156 г диоксина – нанозагрязнителя и супертоксиканта. Счет идет именно на граммы, потому что это вещество смертельно опасно даже в микроскопических дозах. Особенно негативно его влияние сказывается на детях и женщинах в период беременности – риск онкологических заболеваний возрастает многократно.

Пришедший почти два года назад на мэрство Сергей Собянин в ситуации разобрался довольно быстро и заявил, что столица отказывается от идеи строительства новых МСЗ. Тем поразительнее было появление в декабре 2011 года положительного заключения государственной экологической экспертизы по строительству МСЗ на Вагоноремонтной улице. «Всех, в том числе и правительство Москвы, это сильно удивило. Во-первых, потому что подобные действия идут вразрез с политикой города, которую публично озвучил мэр, – комментирует ситуацию вокруг появления этого документа Алексей Киселев, руководитель токсической программы Гринпис России. – А во-вторых, потому что в промзоне «Коровино» планировалось создать антиэкологического мегамонстра – МСЗ, который по мощности должен быть эквивалентен трем существующим заводам!»

Завод на Вагоноремонтной улице еще не начал строиться, но вся разрешительная документация на него была уже получена. Его, как выясняется, изначально планировали строить венгры, потом активы перекупили австрийцы, а свое устаревшее оборудование поставлять для него собираются французы. «В свое время такой подход отлично устраивал Лужкова, – резюмирует Сергей Митрохин. – Но Собянин с ним не согласен, и потому есть надежда, что МСЗ на Вагоноремонтной все-таки не построят».

Следует отметить, что в России переработку сырья осложняет целый ряд факторов, один из которых – отсутствие раздельного сбора мусора. Россияне сваливают свои отходы в одну кучу, что затрудняет их распределение, а сжигание ртутных ламп, батареек, лакокрасочных материалов вообще наносит колоссальный вред экологии. Но в мировой практике существуют и успешные примеры сортировки мусора. Так, в жилых кварталах Германии находятся от трех до восьми мусорных баков – по одному на каждый вид отходов. Вывозимый мусор успешно перерабатывается в тепловую и электрическую энергию, и в итоге сегодня вся ФРГ диоксина выбрасывает в атмосферу в несколько раз меньше, чем три злосчастных мусоросжигательных завода Москвы! Опыт цивилизованных стран указывает, что переработка мусора не только безопасна для экологии, но и выгодна для экономики.

Слаба богу, современная Россия быстро учится тонко реагировать на все мировые тенденции. В том числе и в области переработки отходов. Например, новый подмосковный губернатор Сергей Шойгу сейчас занят привлечением инвесторов для строительства мусороперерабатывающих заводов на территории области. «Мосводоканал» занялся разработкой технологии получения биогаза из органической фракции сточных вод.

Но вопрос о мусорных свалках в московском регионе, тем более наполнявшихся годами и десятилетиями, стоит по-прежнему остро. Хотя и не безнадежно. Во-первых, в прошлом году Росприроднадздор приступил к работе по ликвидации несанкционированных свалок силами субъектов Федерации. Значительная часть помоек в провинции прекратила свое существование. Теперь на очереди Москва. А во-вторых, как утверждают в Министерстве природных ресурсов и экологии РФ, в нашей стране планируется использовать опыт Германии и Австрии, где имевшие 40-летнюю историю мусорные полигоны были полностью рекультивированы. Специальные компании извлекают из мусора все, что можно, часть отходов превращая в компост, часть направляя на повторное захоронение. Однако к такой политике переработки бытовых отходов Россия будет экономически готова не раньше чем лет через десять. Потому что в Европе подобные проекты дотируются государством.

Но в любом случае надеемся, что количество мусоросжигательных заводов в Москве отныне не увеличится и мы станем свидетелями переработки мусора в энергию.

Мнение

Гринпис активно пропагандирует установку в каждой российской квартире специального измельчителя продуктовых остатков. «Как только мы уберем влажное из бытового мусора, остальная его часть станет коммерчески привлекательной, – уверен гринписовец Алексей Киселев. – Потому что сухие отходы удобно сортировать, а сортировочные станции в Москве имеются. Сейчас уже 80–85% мусора реально направлять в полезное использование – остальное, правда, придется компактировать и складировать, но это будет в десятки раз дешевле, чем строить новый МСЗ».

Комментарии
Прямой эфир