В Петропавловской крепости собрали VIP-ов столетней давности

«Изволил посетить…» — так называется архивная фотовыставка, которая открылась в Великокняжеской усыпальнице Петропавловской крепости. На строгих черно-белых снимках начала прошлого века — сплошные VIP-ы: короли и президенты ведущих европейских и даже азиатских государств. Все они когда-то побывали с официальным визитом в Петербурге и в обязательном порядке посетили Великокняжескую усыпальницу.
— До революции 1917 года посещение усыпальницы Дома Романовых входило в официальную программу всех мало-мальски значимых визитов, — говорит куратор выставки Инна Минюшина. — Высоким гостям было важно продемонстрировать свое уважение к царствующему роду. И зачастую этот жест становился залогом наде-жных дипломатических отношений. Например, визит президента Франции Эмиля Лубе в 1902 году способствовал тому, что в дальнейшем наша страна вошла в Антанту — союз между Францией, Англией и Россией, который завершил размежевание великих держав накануне Первой мировой войны.
Кроме снимков Эмиля Лубе на выставке можно увидеть императора Германии Вильгельма II, короля Швеции Густава V, короля Румынии Карла I и даже китайского принца Цзай-Тао, посетившего Петербург в 1910 году.
— В то время фотографы только вышли за пределы студии и начали осваивать репортаж, — говорит директор Центрального государственного архива кинофотодокументов Санкт-Петербурга Оксана Морозан. — Эти снимки позволяют проследить, как зарождался сам жанр официальной фотографии, как складывались его нормы и правила.
Такого понятия, как «пул», в то время еще не существовало. Однако почти все кадры на выставке сделаны сотрудниками знаменитой петербургской студии Карла Буллы. Именно оттуда чаще всего приглашали фотографов для выполнения высочайших заказов. Тем более что от нападок сидящих в кустах папарацци тогдашние VIP-ы были надежно защищены: делать съемки «не для протокола», а уж тем более работать со скрытой камерой тогдашняя техника не очень-то позволяла.
В советское время порядок официальных визитов резко переменился: усыпальницу свергнутых Романовых никто из первых лиц не посещал. Однако сама идея поклонения усопшим правителям сохранилась, и очень скоро своеобразной «меккой» для дипломатов стал Мавзолей Ленина в Москве. Туда и принялись ездить главы иностранных государств, тем более что статус столицы наш город утерял еще в 1918 году.
— Включать Петропавловский собор в программу официальных визитов в Россию стали совсем недавно, буквально в последние годы, — отмечают в музее.