Кремль усиливает контроль над кадровой вертикалью

Управление внутренней политики (УВП) Кремля получит дополнительные полномочия и займется кадровой политикой в регионах. По инициативе первого замглавы администрации президента Вячеслава Володина в УВП создается новый департамент — кадровый. Ввиду особой важности курировать его будет лично начальник управления Олег Морозов.
Подразделение будет заниматься кадровым резервом в регионах, говорит собеседник «Известий». А именно специалистами, которые могут претендовать на невыборные должности в системе исполнительной власти на местах.
До сих пор существовал лишь федеральный кадровый резерв, а вот систематизированной информации о грамотных специалистах «местного значения» у Кремля не было.
— Мы должны понимать, что имеем в регионах, — поясняет источник. — Необходимо смотреть, выявлять перспективных людей, кого-то можно в будущем повышать. Но первоочередная задача — это выяснить, в каких субъектах есть второй, третий эшелоны (кадрового резерва. — «Известия»), а в каких с людьми плохо.
«Рука Кремля» протянется вплоть до уровня муниципалитетов. Впрочем, далеко не всех. Речь, сообщает собеседник «Известий», идет об очень крупных муниципальных образованиях. К таковым, например, относится Уфа.
При необходимости федеральный центр готов содействовать губернаторам в заполнении кадровой скамейки: «Главное не в том, чтобы кому-то указывать. Если есть проблемы, мы должны помочь», — уточняет источник.
Кто будет руководить новым департаментом — пока неясно. Два кремлевских источника «Известий» уверяют, что точного решения по кандидатуре еще нет. «Но от персоналии будет зависеть очень многое», — говорит еще один собеседник, близкий к администрации президента.
В регионах считают, что решение о создании новой структуры очень своевременное.
— Как было до этого? Доходило порой до смешного. Полпредства с периодичностью раз в год берут в свой кадровый резерв наши кандидатуры. И сообщают нам — вам министр такой-то вошел в резерв. Мы уже перестали воспринимать эти сообщения всерьез — они ничего не означали на практике. Зато мы исправно писали наши предложения полпредству, это была обязанность, — говорит на условиях анонимности собеседник «Известий» в руководстве крупного региона.
«Теперь создадут департамент, и, если они выстроят правильную систему мониторинга, будет замечательно. К примеру, когда формировалось наше законодательное собрание, силовики буквально «тащили» туда криминального человека или рейдера. Честь и хвала, если удастся от таких вещей избавиться и федералы будут контролировать такие вещи», — говорит он.
Эксперты разошлись в оценке создания новой структуры внутри АП.
— Такого не бывает, есть управление по кадрам, а внутри другого управления — тоже департамент по кадрам. Здесь будет конфликт интересов. Они будут пересекаться все равно. Это многообразие структур с одними и теми же полномочиями — сомнительно. Результат будет один — конфликт, который ослабляет любую структуру. Должен быть один центр влияния, который знает проблематику от начала до конца, — говорит сопредседатель Совета по национальной стратегии Валерий Хомяков.
Другие эксперты видят в инициативе только положительные стороны. К примеру, политолог Дмитрий Орлов приводит в пример царскую Россию, а потом СССР, которые славились своей безупречной системой кадрового отбора.
— В годы существования Российской империи и в течение 60 лет советского периода существовала довольно системная разветвленная работа с региональными кадрами. Были картотеки, базы данных, и в Центре следили за выдвижением, перемещением людей по кадровой лестнице, — говорит Орлов.
По его словам, в условиях когда страна переходит от назначения губернаторов к выборам, во многих регионах текущее управление будет ослабевать. «Будет усиливаться силовая вертикаль. Силовики пытаются компенсировать вынужденную слабость. А администрация должна компенсировать возможный рост влияния силовиков, чтобы не утратить рычаги контроля», — говорит эксперт.
Решение о том, кто возглавит департамент внутри УВП, будет принято в ближайшее время.