В переговорах Ирана и «шестерки» наметился компромисс

Главным достижением встречи «шестерки» по иранской ядерной проблеме, прошедшей в Москве 18–19 июня, стало намерение продолжать дальнейшие переговоры. Следующая встреча намечена на 3 июля в Стамбуле. Как оказалось, в ходе московских переговоров у иранской делегации появилось множество соображений касательно возможности различных компромиссов. О них «Известиям» рассказал директор Центра изучения современного Ирана Раджаб Сафаров.
— Каковы, на ваш взгляд, результаты встречи «шестерки» в Москве?
— Во-первых, «шестерка» будет рассматривать возможность компромисса. Сейчас она взяла время, чтобы обдумать, на какие шаги можно пойти, если Иран снизит норму обогащения урана до 3,5%–5% вместо нынешних 20%. А если будет приостановлено обогащение на заводе «Фордо», то, что в ответ? Если пустят проверку на объект Парчин — как на это должен отреагировать Запад?
— То есть члены «шестерки» уже не так боятся иранской ядерной программы?
— Тегеран сделал очень важный шаг — он готов дать гарантии, что процесс обогащения урана не преследует военных целей.
— Какого рода гарантии?
— Гарантией того, что атомная программа не направлена на военные цели, станет фетва (решение вопроса, основанное на принципах ислама. — «Известия» ) духовного лидера Ирана, высшей инстанции страны. Ее подкрепит решение парламента или правительства.
— Может быть, легче подписать дополнительный протокол по ДНЯО?
— Протокол Иран тоже готов подписать, если все санкции будут сняты и к атомной программе не будет больше никаких вопросов. А фетва — это отдельно.
— Планируется провести в ближайшем будущем встречу специалистов по ядерной проблеме. Что это будет за встреча?
— Иран давно настаивал, чтобы специалисты обсудили проблемы ядерного досье. Политики всегда опираются на свои соображения, поэтому не видят технических реалий. А вот специалисты менее политически ангажированы.
— Что ожидается на встрече в Стамбуле, которая запланирована на 3 июля?
— Ожидается, что там Запад даст ответ на предложения Ирана, озвученные в Москве. Кроме того, «шестерка» согласилась, что обсуждать иранскую атомную программу в чистом виде бессмысленно. Тегеран готов пойти на определенные компромиссы в том случае, если параллельно будут обсуждаться и вопросы, затрагивающие национальную безопасность, а также положение на всем Ближнем и Среднем Востоке. Это и Ирак, и Бахрейн, и Афганистан, и Сирия. Вообще же идеальным выглядит российское предложение о пошаговом решении иранской проблемы.