За торговлю «Булавой» профессора Военмеха получили «смешные деньги» и 12 лет колонии
- Новости
- Общество
- За торговлю «Булавой» профессора Военмеха получили «смешные деньги» и 12 лет колонии

После двухлетнего содержания под стражей профессора БГТУ имени Д.Ф. Устинова (Военмех) Евгений Афанасьев и Святослав Бобышев услышали в городском суде Петербурга обвинительный приговор — оба получили 12 лет лишения свободы в колонии строгого режима по статье 275 УК РФ «Государственная измена».
В судебном решении, которое судья зачитывала более часа, утверждается, что ученые умышленно собирали сведения о разработке ракетного комплекса «Булава-30» в течение нескольких лет и продали их за 7 тысяч долларов Китаю. Адвокаты и коллеги осужденных этот приговор назвали нелепым и возмутительным.
Находясь за решеткой в зале суда, Святослав Бобышев и Евгений Афанасьев в начале заседания выглядели бодро, улыбались и кивали знакомым. Но к моменту оглашения приговора, когда стало ясно, что на-дежды на оправдание почти не осталось, оба помрачнели. И все равно наказание — 12,5 лет для Афанасьева и 12 лет для Бобышева — всем показалось чрезмерно суровым, хотя по статье «Государственная измена» максимальный срок заключения составляет и вовсе 20 лет. Заплаканные родственники и ошеломленные коллеги ученых, выйдя из зала суда, долго возмущались.
— Мы еще прежде говорили, что в случае обвинительного приговора будем подавать апелляцию. Конечно, мы от своих намерений не отступимся — ведь даже факт передачи секретных сведений четко не доказан, не говоря уже о явно раздутой их секретности, — объявили журналистам адвокаты обоих ученых.
Сотрудники Военмеха, присутствовавшие на заседании, считают, что дело разбирали без привлечения специалистов, из-за чего суд и не смог оценить реальной ценности и секретности переданных китайцам сведений.
— Во-первых, это были открытые исследования, гриф «секретно» появился на некоторых документах уже в ходе следствия, — сказал заведующий лабораторией аэродинамики Военмеха и бывший однокурсник Бобышева Сергей Иголкин. — Во-вторых, как-то глупо продавать сведения о ракетах за 7 тысяч долларов, если ты тридцать лет проработал в этой сфере и за саму только командировку официально получил больше.
В-третьих, данные, о которых говорила судья, не относятся напрямую к «Булаве» — это таблицы газодинамических расчетов, которые профессионал может истолковать как угодно. Суд заявил, что эти данные полезны китайцам, — конечно, им что угодно может быть полезно!
В заключении суда говорилось, что сотрудники лаборатории Афанасьев и Бобышев работают в Военмехе с восьмидесятых годов прошлого века, и все это время занимались газодинамикой и разработкой пусковых установок ракетных комплексов. В начале двухтысячных они были приглашены для исследований Московского института теплотехники (МИТ), который занимается разработкой баллистической ракеты «Булава». Тогда же они начали посещать с командировками Харбинский политехнический университет, где читали лекции по теории газодинамики. Именно там, в Харбине, они познакомились с переводчицей по имени Вера и с неким профессором Моу, который вел себя подозрительно — например, предлагал в качестве методических рекомендаций к лекции вопросы явно шпионского характера. Афанасьев позже признался, что он подозревал о причастности китайских знакомых к спецслужбам, поэтому вопросы игнорировал, а семь тысяч действительно получил — за учебный курс с диаграммами газодинамических расчетов, который оставил китайцам.
Мнение суда оказалось обратным — выяснилось, что «секретные» документы на ноутбуке и флешке Афанасьева и Бобышева были обнаружены в 2009 году при досмотре в Пулково, когда те летели в Харбин. Данные были скопированы, а ученых отпустили, даже не предупредив об опасности, видимо, на том основании, что они еще в 2005-м подписали договор о неразглашении секретной информации.
Арестовали профессоров лишь в марте 2011-го, обвинив в том, что переданные ими сведения нанесли ущерб российскому Министерству обороны на 1,3 млрд рублей. Кроме того, эти сведения помогут китайцам пеленговать наши подводные ракетоносцы, а то и вовсе построить аналогичный ракетный комплекс. Бобышев и Афанасьев признали, что передали за деньги некие данные, но свою осведомленность об их секретности и о том, что они имеют отношение к «Булаве», равно как и свою вину, отрицают. Коллеги осужденных профессоров еще в октябре прошлого года в открытом письме Уполномоченному по правам человека за 70 подписями предлагали открыто обсудить с участием специалистов фактическую секретность и важность сведений, раз уж они все равно рассекречены. Но их просьбе так никто и не внял.