Интернет-провайдеры оценили закон о черных списках в $10 млрд

Затраты на техническое дооснащение провайдеров связи в случае принятия законопроекта «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», известного под названием закон о черных списках, составят минимум $10 млрд. Такую оценку дал председатель Фонда содействия развитию технологий и инфраструктуры интернета Дмитрий Бурков на заседании комиссии хостинг-провайдеров и регистраторов Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК).
Стоимость была рассчитана экспертом только для «проводных» операторов исходя из имеющихся данных по тому, сколько провайдеров связи работает в стране и какое им может понадобиться оборудование. При этом эффективность черных списков будет составлять 60%, то есть 40% будут попадать на «отфильтрованный» сайт.
Присутствовавший на заседании комиссии директор по проектам МТС Дмитрий Костров рассказал, что, по предварительным подсчетам, их техническое дооснащение для работы с черными списками может составить порядка $51 млн, что, в свою очередь, скажется на стоимости предоставляемых услуг.
Законопроект о черных списках разработан Минкомсвязи РФ совместно с Лигой безопасного интернета. Он предполагает создание автоматизированного Единого реестра доменных имен: это будет фильтр — так называемый черный список запрещенных к показу сайтов, который позволит централизованно блокировать в России ресурсы с детской порнографией, информацией, пропагандирующей сексуальное совращение, сексуальную эксплуатацию, распространяющие наркотические вещества или пропагандирующие суицид. Его будут обязаны установить все операторы связи — интернет-провайдеры, осуществляющие свою работу на территории России. В первом чтении законопроект о черных списках планируется рассмотреть в эту сессию, вступить в силу закон может 1 сентября 2012 года, а заработать фильтрация сайтов должна уже к 1 января 2013-го.
Помимо высокой стоимости оборудования само техническое решение проблемы по защите детей от нежелательного контента, по мнению участников рынка, является неэффективным.
— Те механизмы фильтрации, которые описаны в законопроекте, не будут работать так, как на то рассчитывают разработчики, — говорит Бурков. — Есть масса способов обойти блокирование IP-адреса.
Один из самых простых и общедоступных способов — воспользоваться анонимным прокси, который позволит получать доступ к нужному ресурсу через иностранные серверы. Простым примером могут послужить «зеркала» социальных сетей. Во многих современных офисах администраторы локальной сети по приказу руководства блокируют доступ на сайт, добавив либо его адрес, либо его IP в черный список фирмы. Сотрудники обходят эти запреты с легкостью, используя специальные порталы, которые позволяют через них выходить на любимый ресурс по другому адресу.
На доработке законопроекта настаивают и в Google. Заявление участника РАЭК было распространено на заседании комиссии: «При описании принципов формирования единого реестра интернет-угроз необходимо ограничить список универсальными указателями страниц в Сети (URL) во избежание возможной блокировки легальных платформ с пользовательским контентом, включая социальные сети... Примером может послужить скандально известное решение суда города Комсомольска-на-Амуре от 16.07.2010, обязавшего провайдера ограничить доступ к ресурсу YouTube и четырем онлайн-библиотекам, где были размещены экстремистские материалы».
— Никто не спорит, что нужно что-то предпринять, чтобы оградить детей от противоправной информации, но не такими методами, — говорит управляющий партнер группы компаний Hosing Community Александр Панов. — Лучшим, на наш взгляд, решением было бы сделать так: в школах и дома за это отвечают, соответственно, Министерство образования и родители. А в общественных местах, там, где есть бесплатные точки доступа, давать пароль только при предъявлении паспорта, наподобие того, как это организовано со спиртным.
— Если законопроект будет принят в том виде, в каком он есть сейчас, этот шаг принесет многомиллионные убытки отрасли и вернет Рунет на 10 лет назад по количеству и качеству проникновения, — считает Матвей Алексеев, исполнительный директор Фонда содействия развитию технологий и инфраструктуры интернета. — При этом считаю, что сама идея законопроекта необходима, но так же, как необходимо учитывать уже существующие регламенты и технические особенности взаимодействия хостинг-провайдеров — регистраторов и операторов связи разного сегмента, как коммерческих, так и государственных.
Один из разработчиков законопроекта, директор Лиги безопасного интернета (ЛБИ) Денис Давыдов уверен, что принятие закона необходимо стране.
— При разработке законопроекта мы хотели оградить общество от нежелательного контента, а детей от педофилов. Попадая на видео с детской порнографией, ребенок начинает думать, что такое поведение возможно. Мы понимаем, что оградить всех от нежелательного контента не удастся, что, кто ищет, тот всегда найдет пути. Но мы понимаем, что таких меньшинство, порядка 10% и с ними будет проще бороться в те моменты, когда они будут пытаться найти те самые пути, — говорит Давыдов.
По словам Давыдова, исследование Всероссийского центра изучения общественного мнения, проведенное по заказу ЛБИ, показало, что большинство респондентов поддерживают законопроект и даже более того, сами готовы заниматься формированием черного списка.
— Мы считаем, что данный законопроект полностью работоспособен, так как проводили всевозможные экспертизы, в том числе техническую, — говорит Давыдов. — Наш законопроект комплексный и охватывает способ исключения себя из списка путем обжалования через суд, вплоть до несения ответственности лицами, добавившими сайт в черный список.
Высказанные на заседании комиссии замечания и предложения представителей бизнеса Давыдов обещал принять к сведению.