МИД: задержание российского судна в Шотландии некорректно

Министр иностранных дел России Сергей Лавров признал, что задержанное в Шотландии судно «Алаид», следовавшее из Калининграда в один из сирийских портов, перевозило вооружение для армии Башара Асада.
По данным министра, на борту находятся три вертолета, проходивших ремонт на одном из предприятий Калининградской области, и средства противовоздушной обороны.
При этом Лавров особо подчеркнул, что вертолеты перевозятся в разобранном виде, а средства ПВО — это исключительно оборонительное вооружение, которое не может быть использовано против мирных демонстрантов. Более того, вооружение отгружено в соответствии с контрактами, заключенными задолго до обострения ситуации в Сирии и никакие санкции на эти поставки не распространяются.
Таким образом, считает министр, задержание судна в порту Абердин под предлогом улаживания неких страховых формальностей выходит за рамки партнерских отношений между Россией и странами Евросоюза.
— Печально, что вслед за американцами Евросоюз встал на почву односторонних санкций. В этом случае санкции были применены в экстерриториальном плане, затронув компанию государства, которое не преступает никаких международных норм, никаких резолюций Совета Безопасности и не нарушает нашего внутреннего, достаточно жесткого экспортного контрольного законодательства, — подчеркнул Лавров.
Особое возмущение министра вызвал способ задержания судна с российским грузом. При переходе «Алаида», следовавшего под флагом Кюрасао, из Северного моря в Атлантический океан страховая компания Standard Club передала экипажу информацию о прекращении действия страховки и требование зайти в ближайший порт. Позднее выяснилось, что страховщик действовал под диктовку британских спецслужб, в свою очередь получивших информацию о характере груза «Алаида» от США.
Британцы настояли на возвращении судна в Россию и сейчас, согласно данным, размещенным на сайте компании «Фемко» — оператора «Алаида», оно идет в Санкт-Петербург. По информации же из российского МИДа, судно держит курс на Мурманск, где поменяет флаг Кюрасао на российский.
О том, куда пойдет корабль после смены флага, красноречиво свидетельствует еще одно заявление Сергея Лаврова.
— Контракты, как и договоры, должны выполняться. Это неопровержимая истина, — сказал он.
По словам военного эксперта Дмитрия Литовкина, действия России не противоречат ни одному из пунктов международного права. И Россия как страна, не поддержавшая санкции ООН и ЕС в отношении Сирии, может ввозить туда и системы ПВО, и вертолеты.
— Запрет на поставку такого рода вооружений действует только в отношении стран, поддержавших санкции в отношении Асада. Остальные государства могут продолжать поставки вооружений, за исключением оружия массового поражения вроде ракет с дальностью полета свыше 700 км или ядерного оружия, а также его компонентов, — пояснил Дмитрий Литовкин.
Эксперт напомнил, что технику и вооружения Сирия получала еще от СССР, после развала которого контракты на обслуживание и ремонт тех же вертолетов или противовоздушных установок заключались уже с Россией в полном соответствии с законами, регулирующими международные отношения.
Согласно этим контрактам, ремонт и обслуживание техники должны проводиться на предприятиях, расположенных на территории России, поскольку у нас нет возможности ремонтировать боевые машины за границей. Дело в том, что российское законодательство еще с советских времен запрещает держать за рубежом материально-технические средства двойного назначения.