Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Bloomberg узнало о предложении Трампа выделить $1,01 трлн на нацбезопасность
Общество
Близкие и коллеги корреспондента «Известий» Федорчака почтили его память в Крыму
Мир
Шольц призвал не торопиться с запретом партии «Альтернатива для Германии»
Мир
Принц Гарри проиграл суд по делу о госохране в Великобритании
Мир
Reuters узнало о планах Euroclear выплатить инвесторам €3 млрд из активов РФ
Мир
Трамп предложил отменить выделение $3,5 млрд на переселение мигрантов
Мир
В ХАМАС заявили о готовности к пятилетнему перемирию с Израилем
Мир
В Чили произошло землетрясение магнитудой 6,4
Мир
Подозреваемую в покушении на экс-главу ячейки «Правого сектора» арестовали
Мир
Мирошник указал на бурную реакцию властей Киева из-за миротворческих инициатив РФ
Общество
СК начал проверку после жалоб на истязание детей в саду в Челябинске
Мир
Трамп намерен лишить Гарвард статуса освобожденного от налогов
Общество
Мещанский суд Москвы возбудил уголовное дело о госизмене в отношении россиянина
Мир
Рубио заявил об угрозе демократии в ФРГ из-за расширения слежки за оппозицией
Армия
Минобороны сообщило об уничтожении 11 украинских катеров в Черном море
Спорт
Дзюба обновил личный рекорд по голам среди российских футболистов
Мир
Жители Одессы возложили цветы к Дому профсоюзов в годовщину трагедии

Политика от имени молчащих масс

Политолог Борис Межуев — о том, к чему приводит схематичное восприятие народа
0
Выделить главное
Вкл
Выкл

В последние дни в нашем преимущественно лояльном экспертном сообществе наблюдается разительная перемена. Еще вчера в ходу были рассуждения, что наш «городской разгневанный класс» — это класс, в буквальном  смысле рожденный и взращенный путинской стабильностью, что  сама система «управляемой демократии», собственно говоря, и была создана в нулевые для защиты этого замечательного, европейски ориентированного, креативного сословия от мрачного черного большинства, которое только и ждало удобного случая, чтобы установить в стране самую черную популистско-коммунистическую реакцию.

Теперь примерно та же самая команда экспертов говорит совершенно иное, а именно, что власти следует перестать слушать и ориентироваться на развратное, порочное, лишенное патриотических мыслей и забот креативное меньшинство российских мегаполисов и прислушаться к молчаливым и вместе с тем глубоко моральным глубинам русского народа, который вдалеке от шумных столиц продолжает хранить верность властям светским и особливо духовным.

Обе эти конкурирующие идеологии наших правящих кругов проявились в тактике борьбы с оппозицией. Те силы и организации, которые продолжали исповедовать идеологию № 1 («правительство — единственный европеец в стране», народ страшен и опасен, креативные и «сердитые» сами работают на своих могильщиков), хотели расколоть оппозицию, противопоставить читателей гламурных изданий рассерженным труженикам полей, постараться увести протест в безопасное, сугубо культурно-эстетическое русло. Вот пусть писатели и художники пройдутся по Москве, помашут белыми ленточками и выскажутся против «клерикализма» и «теократии». Власть не должна ни в коем случае наезжать на «креативное меньшинство», но стараться убедить его в своем полном расположении.

Сторонники идеологии № 2 занимали в отношении «оппозиционеров», cкажем так, морально более жесткую позицию, всей этой сложной тактической игры с «гламурными» либералам они не понимали. Для них г-жа Собчак, которая, очевидно, оказалась в протестном движении для реализации прежней — мягкой — тактики, точно такая же революционерка, как и Навальный, если не хуже. И понятно почему. Согласно второй — жесткой — идеологии и тактике, именно г-жа Собчак и есть лучшее выражение того зла, которое несет с собой оторвавшаяся от фундаментальных моральных устоев российская элита.

Мне лично всё происходящее напоминает двойную аллюзию, аллюзию на то, как советские либеральные интеллигенты изображали коллизии XIX века. Мне довелось в 1986 году единственный раз в жизни слушать лекцию очень популярного в 1980-е годы историка Натана Эйдельмана. Лекция была посвящена личности Фаддея Булгарина, Эйдельман лекции читал превосходно, тем более что все его выступления были, разумеется, пронизаны ассоциациями с днем сегодняшним. По его мнению, Булгарин был фактически создатель новой идеологии николаевской России, в которой царь вместе с любящим его народом противостоит развращенной западными идеями верхам дворянской элиты. И эта идеология резко отличалась от официальной идеологии просвещения, которая гласила, что царский режим охраняет просвещенное меньшинство от азиатского непросвещенного народа.

Честно говоря, сомнительно, что люди в николаевскую эпоху вообще мыслили такими категориями, которые были в ходу у советских интеллигентов-шестидесятников. Но факт остается фактом, нынешняя ситуация в публичном пространстве — это точное воспроизведение модели истории по Эйдельману.

Самое поразительное, что люди с охотой готовы играть в этой идиотской пьесе. Идиотизм которой будет оплачен сломанными человеческими судьбами. Почему пьеса просто глупа? Потому что реально поверить в нее, можно лишь забыв о существовании слишком многих действующих лиц. Во-первых, нужно стереть из памяти мысль о носителях первой идеологии, о наших прежних «последних просветителях» и «единственных европейцах». Будем считать, что их не было и нет, а есть лишь злобно ненавидящая свою страну и свой народ, появившаяся как джинн из бутылки г-жа Собчак. Во-вторых, следует забыть и о таких людях, как Удальцов, который, вообще-то говоря, на сегодняшний день по своим способностям к организации протеста является оппозиционером № 1. Ну и к кому относится Удальцов — к моральному большинству или к протестному меньшинству? Ну и, в-третьих, даже если мы махнем рукой и на Удальцова, то куда же деть самих себя, куда деть тех, кто в течение медведевских четырех лет говорил только одно: единственный путь неразрушительной модернизации — это придание тому самому консервативному большинству политической субъектности, это демократическое взросление государственного и культурного консерватизма.

Если идеология № 1 — это по крайней мере не совсем глупая манипуляция, то идеология № 2 — это, разумеется, чистый фантом. Это даже не Булгарин сегодня, это скорее Эйдельман с точностью до наоборот. Это какой-то безнадежно устарелый ход мысли, от которого попахивает нафталином и антиквариатом. Это попытка представить сложное, обозленное и раздраженное в первую очередь реформами 1990-х, а затем нескончаемым статус-кво нулевых население русских регионов как одну мирно сопящую в две дырочки недискретную массу, которая только молится, работает на заводе и ждет царя-батюшку. Проблема не в том, что наши идеологи сталкивают бедных и богатых, просвещенных и отсталых, проблема в том, что все они вместе  со своими оппонентами исходят из того, что консерватизм по-русски — в виде защиты культурной традиции, семейных ценностей и  государственного суверенитета, ну и также социальной справедливости — это лишь стыдливое прикрытие зависимости от патриархальной власти.

Революционеры XX столетия не могли взять в толк, каким образом самую массовую за всю историю рабочую манифестацию удалось организовать священнику Георгию Гапону, аналогичным образом либеральные интеллигенты конца того же века не могли понять, почему массовая поддержка Ельцина в период борьбы с непопулярным Верховным Советом схлынула, как только Ельцин этот Совет разогнал и расстрелял. И сегодня интеллигенция с разных сторон не находит ответа на вопрос, почему самые большие митинги протеста удается организовывать не Немцову и даже не Навальному, а Удальцову с его внешностью монаха-аскета и речью озлобленного пэтэушника. И если старые схемы не предусматривают факт существования такого человека, хотя бы как медийного продукта, следовательно, нужно наконец отказаться от самих схем. 

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир
Следующая новость
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением, Пользовательским соглашением и Соглашением о конфиденциальности