Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Вильфанд сообщил об осадках в Москве и области в ближайшие дни
Общество
Суд в Дагестане арестовал еще пять энергетиков по делу о хищении 2,8 млрд рублей
Мир
Хуситы сообщили об атаке на сухогруз MSC Darwin в Аденском заливе
Происшествия
Два человека погибли в результате обстрела Донецка со стороны ВСУ
Общество
Пушилин освободил от должности замруководителя администрации главы ДНР
Экономика
ЦБ сообщил об искажении полной стоимости кредитов на финансовых маркетплейсах
Мир
Лукашенко освободил Косинца от должности помощника президента
Происшествия
Корреспондент «Известий» показал последствия обстрела Донецка ВСУ
Общество
Власти Тюменской области предупредили о вторичном подъеме уровня воды у Ишима
Общество
Застрявшему в Москве круизному лайнеру «Сергей Дягилев» разрешили отплыть
Спорт
ЦСКА и «Спартак» сыграли безголевую ничью в перенесенном туре РПЛ
Мир
В МАГАТЭ заявили о сохранении непредсказуемой ситуации на ЗАЭС
Мир
Пожар вспыхнул на 107-метровом судне в Дарданеллах
Наука и техника
В России разрабатывают многоразовые ступени ракет-носителей
Экономика
«Газпром» сообщил о поставках на российский рынок рекордного объема газа
Мир
В Кремле допустили расширение буферной зоны для безопасности России

«Москвичи хотят место, где можно с семьей на травке посидеть»

Главный архитектор Москвы Александр Кузьмин — о развитии столичной агломерации, пешеходных зонах и парке в Зарядье
0
«Москвичи хотят место, где можно с семьей на травке посидеть»
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эмин Калантаров
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Полномасштабная реконструкция Калужского шоссе, которое станет главной дорогой в «новой Москве», начнется в 2013 году. Глава столичного комитета по архитектуре и градостроительству Александр Кузьмин рассказал «Известиям», как будет решаться транспортный вопрос на присоединенных территориях, что станет с пешеходными зонами в старой Москве и почему в мегаполисе выживут только деревья-мутанты.

— Александр Викторович, с 1 июля территория Москвы станет больше в 2,4 раза. Какие ожидания от этого события?

— В первую очередь надо понимать, что фактическое, не административное расширение Москвы уже произошло. Столица и область давно стали почти единым регионом, и вести политику обособленности дальше просто нецелесообразно.

Главный вопрос, на мой взгляд, заключается в том, удастся ли найти баланс между местами для жизни и для работы на новых территориях. Пока что жилая застройка превалирует, а отраслевые гиганты, которые служили многим городам своего рода производственными якорями, сейчас превратились или в ничто, или в торговую точку. Перенос органов государственной власти, развитие инновационных, медицинских, образовательных кластеров как раз должны вернуть эти «якоря» на место и стабилизировать ситуацию если не до полного штиля, до хотя бы до легкой качки. Я думаю, такие «якоря» также должны быть брошены и на землях, которые остаются за Подмосковьем. Это может быть транспортный хаб при аэропорте или новые высокотехнологичные промышленные предприятия на востоке.

— Какие изменения ждут транспортную систему столицы в связи с ее расширением?

— Калужское шоссе превратится из второстепенной дороги в основную трассу, сравнимую с Киевским или Симферопольским шоссе. Его надо будет расширять. Также планируется сделать Ленинский проспект безостановочным, направить его не только на Внуково, но и на присоединенные территории. А вот Профсоюзную улицу расширять не предполагается: дома стоят вплотную к дороге. Так что там просто будет оптимизировано движение, расширены зауженные сейчас перекрестки. И, конечно, облегчить транспортную ситуацию должен третий пересадочный контур метро, который планируется завершить к 2020 году.

— Коснутся ли изменения остальных магистралей Москвы?

— В рамках реконструкции отдельных магистралей будут комплексно приведены в порядок отдельные трассы. В первую очередь это начальные участки проспекта Мира и Ленинского проспекта. Там будут отремонтированы фасады, нанесена разметка, модернизированы номерные знаки домов, поставлены новые остановки. Предполагается максимально уходить от проводов, портящих вид города: их планируется прятать внутрь фонарей, ограждений, нестационарных объектов. Для каждого благоустраиваемого участка будет разработана своя концепция мощения. Где-то это может быть обычная плитка, где-то, например, в пешеходных зонах — гранит.

— Расскажите подробнее о пешеходных зонах. Какими они будут?

— Они появятся в каждом районе столицы, всего их будет 125. Примеры устройства пешеходных зон уже разработаны и разосланы по префектурам.

Пешеходной зоной не обязательно должна быть улица, по которой раньше ездили машины. Ею вполне может быть широкий тротуар, как на Новом Арбате или Петровке, сквер, бульвар, просто связка между домами. Но мало просто запретить въезд автомобилей, надо сделать так, чтобы пространство было общим. Объединять его можно с помощью, казалось бы, мелочей в едином стиле: урн, лавочек, номерных указателей, цвета фасадов. Для пешеходных зон в центре мы хотим сделать указатели бронзового цвета, поставить удобные неметаллические лавочки, часы. Лавочки можно делать с символикой района, информацией о происхождении названия улицы. Например, в Столешниковом переулке можно рассказать, кто такие, собственно, были столешники и чем они занимались.

В каких-то зонах стоит посадить деревья. Но надо понимать, что простые деревья в Москве выжить не могут. Каштаны Парижа — практически мутанты. Они держатся на «искусственном дыхании»: и поливка, и подкормка происходят через трубочки. Соответственно, нам сначала надо вырастить специальные деревья, которые бы выдержали экологию столицы.

Есть несколько вариантов пешеходных зон в центре, мы их сейчас прорабатываем. Например, практически сложившийся маршрут от площади Революции через Александровский сад к храму Христа Спасителя и на Стрелку. Оттуда недалеко до «Музеона», парка Горького, а там — рукой подать до Воробьевых гор. Этот маршрут можно объединить с другим, включающим Столешников и Камергерский переулки. От них по Петровке через ЦУМ можно пройти к «Детскому миру», Никольской улице и через Красную площадь на исходную точку — к площади Революции.

— В пешеходных зонах найдется место и для велосипедистов?

— В некоторых — обязательно. Кроме того, уже вскоре запустятся первые два веломаршрута. Первый, длиной 6 км, пройдет от метро «Чертановская» и Варшавского шоссе до метро «Беляево» и Профсоюзной улицы через Битцевский парк. Второй маршрут немного короче — 5,7 км. Он пройдет от Капотни через Марьинский парк до метро «Марьино». На всех велодорожках будет проведено освещение, установлены лавочки, а на конечных остановках появятся пункты велопроката. Планируется использовать специальное покрытие — песчаный асфальтобетон, который позволяет земле «дышать». Кроме того, на велодорожках будет отдельная «полоса» для пешеходов, а в местах, где машины проезжают слишком близко, появятся ограждения.

— Глава Союза московских архитекторов Николай Шумаков ратует за то, чтобы открытые конкурсы с широким публичным обсуждением проходили по всем более-менее значимым проектам. Что вы думаете на этот счет?

— Я полностью поддерживаю эту идею как в отношении проектных конкурсов, так и в отношении творческих. Есть проекты, которые в первую очередь выполняют социальные функции и, на мой взгляд, обязаны отвечать прежде всего интересам социума. Например, с парком в Зарядье выяснилось, что многим надоели регулярные парки вроде Петергофа. Москвичи хотят обычный городской парк, место, где можно погулять, с семьей на травке посидеть.

Систематическое проведение конкурсов имеет еще одно преимущество. Наш цех сейчас сидит без работы, а состязания, пусть и творческие, — хорошая возможность «не заржаветь» как для именитых мастеров, так и для молодежи.

К сожалению, сейчас все конкурсы сводятся к тому, что выигрывает тот, кто дешевле всех сделает. Это не дает архитектурного качества. Я считаю, что процедура должна выглядеть таким образом: участники будут укладываться в определенную, заранее подсчитанную сумму, которая будет прописана в условиях конкурса. И мы, совместно с Союзом архитекторов России, будем добиваться соответствующих изменений в законодательстве.

Комментарии
Прямой эфир