Калатрава привез в Эрмитаж живую классику

Выставка одного из лучших архитекторов современности Сантьяго Калатравы, открывшаяся в Эрмитаже, неспроста именуется «В поисках движения». Почти половина экспонатов после нажатия тайной кнопки «оживает» на глазах и начинает медленно гипнотизировать посетителя замысловатым чередованием простых форм.
На открытие большой выставки в Николаевском зале маэстро приехал лично. И с порога заявил, что для него большая честь показывать свои работы в одном из лучших музеев мира.
Новая экспозиция проходит в рамках проекта «Эрмитаж 20/21», программы по расширению коллекции искусства новейшего времени. В Зимнем дворце собрали около 150 архитектурных макетов, скульптур и рисунков испанского художника, смешивающего био-тек, авангард и экспрессионизм.
По словам Калатравы, главные источники вдохновения для него — человек и природа, а потому любые высокотехнологичные инженерные сооружения должны соотноситься с пропорциями человеческого тела. В отличие от многих современных архитекторов, испанцу это удается: многометровые мосты и здания, которые он рисует, не подавляют личность бездушной монструозностью, которая так свойственна многим мегаполисам. Наоборот, его проекты наделены естественностью, изяществом и парадоксальной для своих размеров легкостью. Это своего рода антиконструктивизм, провозглашающий новый гуманизм в постиндустриальную эпоху каменных джунглей.
Объясняя название экспозиции, Калатрава сказал, что движение для него — простая и одновременно трансцендентальная идея.
— Оно всюду вокруг нас. Плещутся волны, шелестят листья, восходит и заходит солнце. Ничто в мире не находится в состоянии покоя. Это завораживает. Живые скульптуры позволяют лишний раз задуматься о равномерном и бесконечном течении времени, — заметил классик.
Калатрава постоянно рисует тысячи набросков и эскизов. Говорят, что он находится в перманентном творческом процессе. А потому организаторы экспозиции признались, что с трудом смогли выбрать из гигантского наследия архитектора самое значимое и первоосновное.
Маэстро не остался в долгу: отрекомендовал северную столицу как идеал города, сказав, что он побоялся бы вторгаться собственной архитектурой в сбалансированное веками пространство Петербурга. Чем, наверняка, огорчил многих жителей.
В свою очередь глава Эрмитажа Михаил Пиотровский отметил не только художественную, но и общественную значимость произведений Калатравы:
— Надеюсь, что эта экспозиция хотя бы немного научит россиян архитектурному вкусу. Потому что, судя по строящимся в стране зданиям, сейчас такого вкуса нет почти ни у кого, — сказал директор музея.