На Московском кинофестивале победил «конфуз Мединского»

34-й ММКФ начался и завершился скандалом. До сих пор не улеглись страсти вокруг «открытого письма молодых кинематографистов», которое, несмотря на многочисленные протесты коллег, в день открытия ММКФ публично и безоговорочно поддержал Никита Михалков.
Венчал Московский кинофестиваль досадный конфуз, раздутый до уровня настоящего скандала. Героем вечера стал министр культуры Владимир Мединский, которому доверили вручать приз им. Станиславского Катрин Денев. Министр с волнением не справился и, произнеся положенные в таком случае слова, просто-напросто забыл отдать награду Денев. С кем, казалось бы, не бывает. Но конфуз Мединского, фигуры априори одиозной, тут же стал темой дня, задвинув и сам кинофестиваль, и его итоги на периферию новостных лент.
Что до самого фестиваля, то тут, несмотря на предсказания Кирилла Разлогова, не вышло ни скандала, ни интриги. «Призовой пул» предсказать было несложно, а сюрпризом оказалось лишь распределение наград.
Главным триумфатором 34-го Московского кинофестиваля стал английский фильм «Отбросы», которому достались сразу две почетные статуэтки — за лучший фильм и лучшую мужскую роль. Ее получил Эдди Марсан, хорошо известный у нас по ролям в картинах Майка Ли, Мартина Скорсезе и Гая Ричи. В «Отбросах» он играет тихого алкоголика, медленно убивающего себя стаканами виски по вечерам.
Второй шанс в жизни появляется тогда, когда он подбирает на улице бездомную девушку. Воспользоваться шансом оказывается непросто: вместе с девушкой в квартире поселяется ее «оторванный» бойфренд. О тихих посиделках наедине с собственными мрачными мыслями герою Марсана остается только мечтать. Неожиданный финал гарантирует свет в конце тоннеля: алчный бойфренд получает пулю в лоб, девушка исчезает в неизвестном направлении, а герой Марсана неожиданно находит свою давно потерянную дочь.
«Орда» Андрея Прошкина — кино качественно иного уровня и масштаба. Но у российского фильма лишь второе место в общем «призовом зачете». Если «Серебряный Георгий» Розе Хайруллиной за лучшую женскую роль кажется итогом абсолютно справедливым, то приз за режиссуру, доставшийся Андрею Прошкину, больше похож на утешительный. «Орда» объективно — лучшая лента конкурса и, как ни странно, самая острая и злободневная. Возможно, это и сыграло против картины, и жюри предпочло «Отбросов» как ленту безобидную, в которой простой и понятный авторский посыл сводится к универсальной общегуманитарной формуле.
Иначе, как желанием избежать двусмысленности, и не объяснишь, почему жюри проигнорировало фильм Стефано Соллимы «Все копы — ублюдки». Бывший журналист, работавший на BBC и CNN, Соллима сделал картину в жанре объективного репортажа. Картина буквально соткана из противоречий, а подчеркнуто амбивалентная позиция автора порой оборачивается против него самого. Возможно, эта амбивалентность, когда непонятно: за режиссер или против, могла смутить жюри, отказавшее одному из самых ярких фильмов конкурса в награде. Зато фильм Соллимы оценили бывшие коллеги: «Все копы — ублюдки» получил призы жюри международной прессы ФИПРЕССИ и российских критиков.
Применительно к конкурсу ММКФ сложно говорить о каких-то тенденциях, но
нельзя не заметить, что испаноязычному кино в последние годы уделяется особое
внимание, и как следствие латиамериканцы с удовольствием отдают в
московский конкурс сильные картины. Три года назад «Пять дней без Норы» Марианны Ченийо разбавила тесную русскую компанию, получив приз за режиссуру. В следующем году главный приз за «Брата» увез в Венесуэлу Марсель Раскин. В 2011 году «Золотой Георгий» получила испанская лента «Волны». В этом — специальный приз жюри заслуженно отошел мексиканской ленте «Срок годности».
Жюри во главе с Эктором Бабенко отметило призами лишь три работы,
признав, что «Отбросы» Тиндж Кришнан, «Орда» Андрея Прошкина и «Срок
годности» Кении Маркес оказались на порядок сильнее остальных
участников. И перспективнее: и «Отбросы», и «Срок годности» — это
полнометражные дебюты, и, следовательно, есть шанс на то, что приз ММКФ
станет для их авторов первым в карьере, а не последним.