ООН берет под контроль мировой рынок оружия

Со 2 по 27 июля делегаты из более 150 стран мира будут обсуждать в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке проект глобального соглашения по торговле вооружениями. Документ, который должен носить юридически обязательный характер, призван утвердить международные стандарты регулирования импорта, экспорта и перевозки обычных видов вооружений — от танков и авианосцев до автоматов Калашникова и боеприпасов. По данным международных исследований, общая сумма всех оружейных контрактов в год превышает $400 млрд.
Планируется, что подписантами соглашения станут как крупнейшие экспортеры (США, Россия, Германия, Франция), так и ведущие импортеры (Индия, Пакистан, Венесуэла).
— Для торговли сельхозпродуктами вроде бананов сейчас существует больше правил, чем в отношении оружия, из которого каждый день убивают людей во всем мире, — заявил Дэрил Кимбалл, глава частной американской исследовательской компании «Ассоциация по контролю над вооружениями» (Arms Control Association).
По его словам, в глобальном соглашении по торговле вооружениями необходимо четко прописать правила экспортного лицензирования, обязательные для всех государств. В нем должны быть перечислены определенные критерии, которые следует учитывать при выдаче госразрешений на торговлю. Один из них — влияние оружейной сделки на ситуацию с правами человека. Кроме того, необходимо удостовериться, что подобные поставки не нарушают международные эмбарго.
Он откровенно намекает на сирийский конфликт.
— Даже идеальное соглашение не обязательно гарантирует, что Россия, например, не сможет поставлять оружие режиму Башара Асада, — утверждает он.
Однако ей, как считает Кимбалл, будет сложнее проводить такие сделки втайне. Также Москва не сможет оправдывать свои действия, если подпишет договор, призванный обеспечить соблюдение прав человека при заключении контрактов на поставки оружия.
— Участникам переговоров придется искать компромиссы. Это приведет в конечном итоге к введению половинчатых мер. Пар может уйти в свисток, — полагает эксперт Центра политических исследований Вадим Козюлин.
Самым сложным, как он говорит, будет добиться того, чтобы соглашение стало именно юридически обязывающим документом, а не сводом добрых пожеланий. Например, большинство стран мира являются участниками так называемого «Регистра обычных вооружений ООН» (принят в 1991 году). Они должны подавать определенную информацию об импорте и экспорте своих вооружений. Но поскольку эта договоренность не носит обязательного характера, то такие данные передают только порядка 40% стран.
Российскую позицию на переговорах в Нью-Йорке, как утверждает Козюлин, можно назвать весьма дипломатичной. Москва предлагает очень правильные вещи, которые, к сожалению, не пользуются поддержкой в мире.
Мы, в частности, говорим о том, что главную опасность представляют нелегальные поставки — стрелковое оружие, переносные зенитно-ракетные комплексы (ПЗРК), противотанковое оружие. Такие «грузы» легко перемещать через границы, поставлять в горячие точки через третьи страны. Надо сконцентрироваться на пресечении этого канала, а не на всем объеме продаваемого вооружения.
Россия предлагает также сначала разобраться, почему не работают ранее заключенные договора и договоренности — их принято уже около 300 на национальном, двустороннем, региональном и глобальном уровнях.
Москва выступает еще и за то, чтобы отстранить от торговли оружием большую часть частных брокеров и посредников. А лучше вообще ввести госмонополию. Продавать, например, наиболее чувствительные виды оружия — например ПЗРК, только через госкомпании. На Западе же система отстроена в расчете на частных брокеров. Там считают, что хорошо их контролируют. Но это, как утверждает эксперт, вовсе не так: в Ираке и Афганистане пропали сотни тысяч единиц стрелкового оружия, и неизвестно, где они находятся.