Юргенс ставит на бизнес

Директор Института современного развития (ИНСОР) Игорь Юргенс в ближайшее время займет пост председателя совета директоров Русской агропромышленной корпорации. Об этом сам Юргенс рассказал в интервью «Известиям».
— Вся моя бизнес-деятельность отходила на периферию, пока ИНСОР был ИНСОРом, а сейчас все это возвращается, — сообщил он.
В агрокомпании Юргенс намерен заняться налаживанием корпоративного управления:
— Это мне близко и понятнее, чем политика. Я, может быть, не понимаю чего-то конкретного в мясе, но я точно понимаю, как компания должна быть построена.
Помимо этого, утверждает Юргенс, сразу после ухода из СПЧ он получил еще 2–3 предложения, в том числе в международных фирмах.
Отход влиятельного эксперта от политики связан сразу с несколькими событиями. Во-первых, как рассказывают в Кремле, Юргенс обиделся на то, что не получил должности омбудсмена по делам предпринимателей, хотя его кандидатура предлагалась рядом бизнесменов из РСПП. Во-вторых, новая система выборов правозащитников в президентский Совет по правам человека показалась Юргенсу «профанацией» и он взял самоотвод. И наконец, Дмитрию Медведеву, как говорят источники, близкие к правительству, ИНСОР больше не нужен.
Чувствуя перемену настроений, Игорь Юргенс постарался спасти экспертное сообщество, образовавшееся за четыре года, и полностью переориентировал специалистов, занимавшихся в ИНСОРе внутриполитическим направлением, на работу в комитете Алексея Кудрина, рассказал «Известиям» член правления ИНСОРа и президент компании «А3» Алексей Волин.
Сам Юргенс подтвердил это «Известиям».
— ИНСОР сжался до международной проблематики, — сказал он.
Траектории Дмитрия Медведева и ИНСОРа разошлись: со сменой президента поменялся и контекст нужных власти идей, говорит президент фонда «Общественное мнение» Александр Ослон. Источник, близкий к правительству, поясняет, что ИНСОР выпускал слишком политизированные доклады, которые были проникнуты антипутинской риторикой. Именно поэтому Медведев буквально сразу дистанцировался от института, а в нынешнем виде он ему тем более неинтересен, считает собеседник. Сам источник говорит, что не выходит из правления института, чтобы не создавать скандала.
— Это системная ошибка всех тех, кто называет себя экономистами. Не бывает экономических преобразований того стиля, который требует и хочет Медведев, без определенных политических реформ. Это было понятно нам с самого начала. Именно поэтому Программа-2020 лежит грузом в тяжелом ящике стола, — парирует Игорь Юргенс.
Во времена Медведева разработки ИНСОРа казались слабыми, в них не хватало того уровня аналитической проработки, который бы сделал эти исследования необходимыми независимо от Медведева и Путина во главе государства, рассуждает глава Фонда эффективной политики Глеб Павловский.
— Проблема в том, что они привязывались к человеку, причем так, как представляли его себе, а не к политической повестке, — считает эксперт.
Медведев оставался главой попечительского совета «на всякий случай», и это говорит о нем как о ненадежном партнере, говорит Павловский. В Белом доме «Известиям» затруднились сказать, планирует ли премьер покинуть совет.
— Он дистанцировался во время президентства от ИНСОРа, при этом не уходя от руководства его советом. В итоге возникло двойственное положение, когда ИНСОР выступал как бы от Медведева, но нынешний премьер ничем не давал понять, что он с этим согласен, — объясняет Глеб Павловский.
История с ИНСОРом, говорит эксперт, показывает низкую политическую культуру в России, когда никто не несет ответственности за собственный же курс.