«Натали Турс» вернул клиентам утерянные загранпаспорта через сутки
Туроператор «Натали Турс» сначала потерял, а затем нашел заграничные паспорта 80 своих клиентов. Пока турфирма вела поиски документов, люди, планировавшие вылететь на курорты Испании в понедельник, провели почти сутки в Домодедово.
Клиенты передали документы компании для оформления виз, но она потеряла их накануне отправки рейса. Часть пострадавших обратилась за помощью к защитникам прав потребителей.
— К нам обратились пострадавшие туристы с жалобами на «Натали Турс», люди хотели судиться с компанией и требовать компенсации неиспользованных путевок и морального вреда, — сообщил «Известиям» председатель общества защиты прав потребителей «Общественный контроль» Михаил Аншаков.
По его словам, люди сидели в Домодедово не только без документов, но и без какой-либо информационной поддержки со стороны туроператора. Им долгое время не могли объяснить, что произошло и почему паспорта не доставлены в аэропорт. Ни представитель компании на месте, ни сотрудники в офисе турфирмы не сообщали клиентам реальное положение вещей.
Как оказалось, компания не могла найти экспедитора, который должен был доставить загранпаспорта. Почти сутки 80 человек провели на территории аэропорта, экспедитор «Натали Турс» со всеми документами нашелся только к полудню вторника, 3 июля.
— Все вылетели в Испанию, самолет уже должен приземлиться. Это была задержка, вызванная технической накладкой, никто не терял паспорта, — сообщила «Известиям» генеральный директор «Натали Турс» Наталья Воробьева.
По словам Михаила Аншакова, клиенты вправе требовать возмещения морального вреда за пребывание в течение суток в аэропорту и потерю целого дня отпуска.
— На месте компании было бы правильно предоставить всем 80 клиентам бонусы на время отпуска, компенсирующие потерянный день, — сообщил правозащитник. Что касается возможных компенсаций, то максимальная сумма, которую туристам удавалось отсудить за моральный вред, — 10 тыс. рублей. Но чаще всего тяжбы с турфирмами завершаются выплатами в размере 3–5 тыс. рублей. Что касается возвращения загранпаспортов, то правозащитники считают это редкой удачей для туристов.
— Доказать, что в потере виноват именно туроператор, было бы очень сложно, — отмечает председатель «Общественного контроля».
Передача загранпаспорта от туриста к туроператору формально незаконна, однако такая практика продолжает существовать в туристической отрасли. Как правило, клиент и исполнитель устно договариваются о том, что загранпаспорт вернут с визой или купленными билетами, турфирма расписок не дает. Доказать в суде, что представитель турфирмы действительно забрал оригиналы документов и потерял их, можно лишь с помощью свидетельских показаний. Свидетелями могут выступать те же пострадавшие члены туристической группы.