Таксисты-частники будут платить такие же штрафы, как и юрлица

В майском указе «О совершенствовании государственной политики в области здравоохранения» Владимир Путин поручил снизить смертность от дорожно-транспортных происшествий до 10,6 случая на 100 тыс. населения к 2018 году. По информации «Известий», Министерство транспорта подготовило ряд мер в связи с этим. Одна из них — уравнять штрафы для юридических лиц и физических лиц — индивидуальных предпринимателей за нарушения при перевозке людей и грузов.
В первую очередь поправки коснутся таксистов-частников. По закону «О такси», принятому в сентябре, все «бомбилы» должны были легализоваться — либо примкнуть к фирмам, либо стать индивидуальными предпринимателями (ИП). Как пояснила
«Известиям» руководитель пресс-службы департамента транспорта Москвы Жанна Терехова, сейчас в Москве работает около 8,5 тыс. частников с образованием ИП. В Санкт-Петербурге таких водителей около 3 тыс. При этом на одного индивидуального предпринимателя может приходиться больше одной машины — от 2 до 20. Также, как отметил пресс-секретарь петербургского комитета по транспорту Дмитрий Игнатьев, в Северной столице также есть небольшое количество частных предпринимателей, которые возят пассажиров не на легковых машинах, а на «Газелях».
Сейчас штрафы для перевозчиков — физических и юридических лиц — отличаются в 3–5 раз. Максимальный штраф, который может наложить департамент транспорта Москвы, составляет 50 тыс. рублей — он предусмотрен за отсутствие на машине, которая используется для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа, «цветографической схемы легкового такси и (или) опознавательного фонаря на крыше». Также
штрафы взимаются за отсутствие в салоне необходимой информации и за поездку без чека или квитанции (за эти нарушения частники сейчас платят 10 тыс. рублей, а перевозчики — юридические лица в три раза больше).
По словам директора некоммерческого партнерства «Лига такси» Булата Каримова, новые штрафы станут дополнительной административной нагрузкой на малых перевозчиков:
— Если крупная, средняя компания, у которой 30–50 машин, еще сможет потянуть эти штрафы, то ИП (а зачастую ИП — это 1–2 машины) не потянут точно.
Каримов считает, что это может стать ударом по небольшим компаниям, которые и так практически не получают поддержки со стороны государства. При этом он признал, что с участием такси происходит довольно много ДТП и какие-то меры должны приниматься.
— В тот момент, когда
государство пытается привлечь «бомбил»-частников в официальное такси льготами по
налогам и парковкам, Минтранс создает закон, который закрутит все гайки,
отпугнет перевозчиков и заставит их вернуться в тень, — возмущается президент
Коллегии защиты автовладельцев Виктор Травин. По его мнению, если машина
едет без шашечек, остановить ее и доказать, что человек занимается коммерческой
деятельностью, невозможно.
— Но как только на крыше у него появится фонарик, его
начнут останавливать и штрафовать. Для многих перевозчиков проще будет убрать
знак «такси» и уйти в нелегалы, — уверен Травин.
Более того, по действующему
закону «О такси» существует разница в штрафах для легальных и нелегальных перевозчиков.
— Штраф для нелегальных перевозчиков, согласно закону «О такси», составляет 5
тыс. рублей. Это верхняя планка для физических лиц. Тогда как штрафы для
легальных перевозчиков достигают 50 тыс., что является неадекватной мерой, —
комментирует первый заместитель председателя комитета Госдумы по
конституционному законодательству Вячеслав Лысаков. По словам Лысакова, подобные
меры душат законный бизнес и стимулируют нелегальный.
Законопроект Минтранса с
соответствующими поправками в Кодекс
об административных правонарушениях должен
быть внесен на рассмотрение
в правительство уже в начале следующего года. Оперативный комментарий в ведомстве предоставить не смогли.