«Главкино» научит сценаристов

Студия «Главкино» поддержала сценарную лабораторию. Проект, существующий три года, с появлением сильного партнера выходит на новый уровень.
Только что открывшаяся студия, акционерами которой являются Федор Бондарчук, Илья Бачурин и Константин Эрнст, претендует на то, чтобы стать самым мощным и технически оснащенным комплексом в стране, «заточенным» как под телевизионные, так и под киносъемки. Но не собирается при этом ограничиваться предоставлением площадей и услуг, а будет еще и самостоятельно производить фильмы.
Все, кто связан с производством кино или сериалов, знают, что одна из главных проблем — дефицит квалифицированных кадров. Крупные компании часто пытаются решить ее за собственный счет. И «Главкино» в их числе. Студия поддержала инициативу молодого продюсера Анны Гудковой, которая в течение пяти лет ведет различные международные образовательные программы.
Принцип устройства сценарной лаборатории прост: в январе отбираются заявки (обычно из поданных 100 остается 30, в процессе работы число их сокращается, как правило, до 12), затем с февраля по октябрь под руководством приглашенных зарубежных преподавателей авторы доводят свои сценарии «до ума». Символичный девятимесячный цикл завершается «рынком», куда приглашаются режиссеры и продюсеры, а сценаристы в формате питчинга (пятиминутного представления) «продают» свою работу.
Нечто вроде промежуточного тренировочного «рынка» и было устроено в «Главкино». Приехали режиссеры: Борис Хлебников, Андрей Зайцев, Оксана Бычкова, Павел Руминов, Константин Звездаков, продюсер Елена Яцура и генеральный директор центра «Иван!» Александр Бондарев.
Им было представлено 10 сценарных разработок. Разговор, возникший в процессе их обсуждения, вышел за рамки лаборатории и коснулся общего сценарного потока в стране. Режиссеры сформулировали общую претензию-пожелание: драматурги под названием «сценарий» часто предлагают набор мыслей и выводов.
И фраза вроде «фильм о том, как человек пытается найти себя» — это всего лишь вывод, который авторы поспешили сделать вместо зрителей. Дело же сценариста — рассказать историю. Буквально: кто куда пошел, что сделал и что из этого получилось.
При этом серьезные проблемы вполне можно донести до зрителя и через жанровое кино.
Борис Хлебников привел пример с «трэш-фильмом» Роберта Родригеса «Мачете», который, существуя вроде бы в совершенно параллельной, отвязной реальности, дает совершенно точную картину проблемы эмиграции в США.
Ведший лабораторию британский продюсер и специалист по сценарным разработками Элби Джеймс рассказал, что он как раз и считает своей задачей научить сценаристов работать с жанром, каждый раз привнося туда свежие идеи. Г-н Джеймс называет себя поклонником российского кино — от Эйзенштейна до Тарковского и далее до Сокурова и Звягинцева. Но полагает, что сейчас массовая аудитория ждет от российских режиссеров фильмов более легких, а идеальным примером такого «легкого» и умного кино считает «Питер FM» Оксаны Бычковой.
И хотя Элби Джеймс говорил именно о фильмах для большого экрана, одна из проблем лаборатории, да и большинства современных российских сценариев, в том, что они скорее подходят для «телемувиков».
Вопрос, где грань, разделяющая телевизионную и кинопродукцию, и можно ли считать телевизор прибежищем драматургии второго сорта, вызвал бурную дискуссию. То, что по телевизору идет много трэша (не в родригесовском смысле слова), а некоторые каналы настаивают, чтобы было «не меньше четырех трупов на серию» (об этом рассказал продюсер Бондарев), отнюдь не означает, что телевидение — это изначальное «поле отстоя».
Продукция Би-би-си и случившийся в последнее десятилетие бум качественных сериалов в США доказывают обратное. Да и современное российское телевидение может похвастаться сериальными достижениями — будь то фильмы Сергея Урсуляка и Валерии Гай Германики или «Охотники за бриллиантами» и «Дело гастронома номер 1».
По утверждению Элби Джеймса, одним из последствий финансового кризиса в Америке и Европе стало то, что из-за дороговизны кинопроизводства новые идеи опробуются как раз на телевидении. Не исключено, что и у нас в ближайшее время сложится похожая ситуация. И тогда дефицит качественной драматургии станет еще острее.