У микрофинансистов может появиться аналог АСВ

Фирмы, которые выдают микрокредиты, обзаведутся компенсационными фондами, такими как Агентство по страхованию вкладов на банковском рынке. Такие фонды будут обеспечивать дополнительные гарантии микрофинансовым организациям (МФО) перед кредиторами. Как рассказал «Известиям» глава Национальной ассоциации участников микрофинансового рынка (НАУМИР) Михаил Мамута, компенсационные фонды могут быть сформированы в случае введения обязательного саморегулирования деятельности МФО. Соответствующие планы были объявлены ФСФР на прошлой неделе.
Все будет как у больших
— Считаю правильным подходом ввести для МФО обязательное членство в саморегулируемых организациях, чтобы именно СРО устанавливали правила работы на рынке в соответствии с законодательством и следили за «чистотой» своих рядов. А ФСФР, в свою очередь, будет осуществлять надзор за СРО и за крупнейшими участниками рынка, — заявил на прошлой неделе агентству "РИА Новости" глава ФСФР Дмитрий Панкин.
В случае введения обязательного саморегулирования для МФО у микрофинансистов появятся компенсационные фонды (КФ), создание которых следует из закона «О саморегулируемых организациях». Подобно Агентству по страхованию вкладов на банковском рынке, фонды будут формироваться за счет отчислений микрофинансистов — членов СРО.
— Сейчас все банки — участники системы страхования вкладов, независимо от своих размеров, отчисляют АСВ 0,1% от среднеквартальных остатков по депозитам физлиц. Пользуясь методом аналогии с тем, как это уже делается в кредитной кооперации, думаю, что МФО могли бы отчислять разумную долю от суммы средств, привлеченных от физических лиц, — говорит Михаил Мамута.
По его словам, КФ будут своего рода «финансовой подушкой» для МФО. В случае ликвидации МФО средства компенсационного фонда будут направлены на выплату кредиторам-физлицам. Это повысит степень защиты частных инвесторов МФО, а также будет способствовать большей финансовой устойчивости системы в целом, говорит Мамута.
Каков может быть финальный размер КФ, Мамута оценить не берется. Например, в Канаде СРО кредитных союзов, начавшие работать с 1972 года, к настоящему моменту создали фонды уже на 110 млрд канадских долларов, поэтому они без особых проблем пережили финансовый кризис 2008–2009 годов.
Микрокредиты могут подорожать
В Минфине считают, что вопрос с компенсационными фондами СРО требует детализации.
— Возникает вопрос, каким образом они будут формироваться и потом делиться, как отчисление в такой фонд может сказаться на повышении самой ставки по займам, — говорят в пресс-службе ведомства. — Не будет ли у нас здесь дисбаланса — преследуя одну благую цель, мы задираем стоимость кредита для заемщика?
По данным НАУМИР, на конец 2011 года средняя ставка по микрозаймам составила 27% годовых (по 15 крупнейшим участникам рынка и без учета «займов до зарплаты»). При этом стоимость фондирования (привлечения средств) колеблется в районе 14% годовых, то есть маржа с учетом резерва на возможные потери по займам составляет примерно 13%.
Выбирать руководителя СРО будут его участники — МФО, говорит Мамута. Однако есть вероятность, что кандидатуры глав СРО будет согласовывать ФСФР, по аналогии с банковским рынком: топ-менеджеры кредитных организаций проходят процедуру согласования в Центробанке. Помимо формирования КФ, СРО будут устанавливать обязательные для соблюдения членами стандарты, в том числе в области бизнес-этики и работы с потребителями.
— В целом инициатива по созданию СРО и отчислений в фонды, безусловно, положительная, — согласна с Мамутой главный исполнительный директор компании «Финотдел» Екатерина Сидорова. — Однако это, как верно замечено, приводит к дополнительным расходам у МФО и, вероятнее всего, скажется на повышении ставок. Насколько ощутимым это повышение будет для заемщиков, зависит от каждого МФО. Что касается размера и базы отчислений, вместо указанных отчислений 0,1% от суммы актива, я бы предложила ввести отдельно процент отчислений от суммы привлечений/займов от физических и юридических лиц (по закону МФО не имеют права привлекать займы свыше 1,5 млн рублей) и отдельно от суммы обязательств перед банками и иными кредитными организациями. Эти вопросы нуждаются в дальнейшей детальной проработке.