«Газпром» разрабатывает с Amo Plant карту латвийских газовых заправок

Крупнейшая российская компания «Газпром» ведет переговоры c автомобильным заводом Amo Plant о тестировании на территории Латвии автобусов, использующих в качестве топлива сжиженный природный газ. Компания готова инвестировать в создание инфраструктуры газовых заправок, если пилотный проект окажется рентабельным и латвийские перевозчики начнут переходить на газовое топливо. Латвийская Amo Plant займется переоборудованием автобусов.
Созданы рабочие группы
На данный момент созданы рабочие группы из латвийских участников газомоторного рынка и представителей «Газпрома», которые разрабатывают «дорожную карту» развития проекта на территории Латвии. Об этом «Известиям» сообщили в латвийском офисе «Газпрома». В качестве пилотных проектов выбраны Рига и Елгава.
В Риге автобусный парк насчитывает порядка 500 автобусов, в Елгаве — около 60. В рамках пилотного проекта часть из них Amo Plant переоборудует с традиционного топлива на газ, а «Газпром» займется заправками. Сейчас в Латвии работает только одна газовая заправка — она принадлежит газовой компании Latvijas Gaze, здесь заправляется корпоративный транспорт компании.
— «Газпром» готов рассмотреть инвестиционные проекты создания в Латвии инфраструктуры заправочных станций с газомоторным топливом в виде сжиженного природного газа (СПГ). Для этого «Газпром» ожидает от партнера встречных шагов по созданию парка автотранспорта, работающего на СПГ. Хотя для этого требуются серьезные инвестиции, Amo Plant готов участвовать в проекте, — говорят представители рижского офиса «Газпрома».
Amo Plant упирает на топливную экономию
Представители Amo Plant подтверждают, что планируют поучаствовать в СП.
— В ближайшее время мы оформим сотрудничество в виде протокола о намерениях. Несмотря на дополнительные затраты, которые мы можем понести, мы понимаем, что газовый автобус дешевле в эксплуатации. Валовые затраты на топливо уменьшаются на 15–20%. Если мы сможем добиться экономии средств для наших основных перевозчиков, то они будут носить нас на руках, — прокомментировал Алексей Маслов, исполнительный директор Amo Plant.
Возможным барьером на пути развития сотрудничества, по словам Маслова, могут стать довольно существенные дополнительные инвестиции в переоборудование дизельных двигателей на газовые.
— В Европе разница в цене между обычным автобусом и работающим на газовом топливе может достигать €100 тыс. Более того, не каждый двигатель можно переделать на газовый. Надо заранее определять схему, по которой он может быть изменен. Это потребует дополнительных инвестиций, — говорит Маслов.
В Латвии у Amo Plant уже есть клиенты, заинтересованные в данном проекте, сообщил Маслов. При этом он указывает на то, что в Латвии в отличие от России вопрос о переходе на газомоторное топливо не будет решаться административно.
— Пока мы не увидим очевидную выгоду, мы не сдвинемся с места. «Газпром» это хорошо понимает и старается двигать всех через механизм встреч, круглых столов, чтобы как можно больше пропитать людей этими идеями, — говорит собеседник.
«Газпром» может вложить около $50 млн
Аналитик инвестхолдинга «Финам» Алексей Захаров считает, что проект может оказаться удачным для «Газпрома».
— Это, с моей точки зрения, практически профильный бизнес, к тому же в данном случае говорится не о рознице, а о мелком опте, — говорит он. — Пропускная способность у этих заправок будет очень высокой. Всю ночь они будут качать этот газ непрерывно в расчетных объемах. Если «Газпром» в состоянии предложить городским властям решение, которое их устраивает как с технологической точки зрения, так и с финансовой и ценовой, то почему бы и нет.
Участники проекта не раскрывают уровень инвестиций. По оценкам Захарова, может понадобиться возведение 1–2 заправок в Риге и одной в Елгаве. Если исходить из того, что потребуется три заправки типа АГНКС (автомобильные газонаполнительные компрессорные станции подходят, в отличие от автомобильных газозаправочных станций (АГЗС), для закачки сжатого природного газа. Обычные АГЗС торгуют сжиженным углеводородным газом), то потребуется около $50 млн. Из них $30 млн — на сами станции.
Латвийское начинание — второй подобный европейский проект «Газпрома», но, как ожидается, более масштабный, чем польский. В конце мая этого года несколько автобусов польского производителя Solbus, работающих на сжиженном газе, начали курсировать в Варшаве, Торуне, Катовице, Гдыне и Ольштыне. Проектом занимается немецкая «дочка» «Газпрома». По предварительным результатам, затраты на топливо сокращаются на 25%. Если на 50 т дизельного топлива для одного автобуса тратится порядка €110 тыс., то на такой же объем газового топлива — около €76 тыс.