Петербургский метрополитен отстает на два десятилетия

Петербургский метрополитен не успевает строиться: новые станции открываются чуть ли не ежегодно, но отставание от плановой протяженности подземных линий уже сейчас превысило 20 лет. Глава «Метростроя» Вадим Александров провел брифинг, на котором попытался найти виноватых в медленном и неэффективном развитии подземки. Оказалось, что больше всех мешают метростроевцам районные власти, на свое усмотрение распоряжающиеся отведенной под нужды метрополитена землей. Не забыл главный подземный строитель и ненавистные всему Петербургу «проблемные» эскалаторы — из-за них открытие новых станций откладывается на многие месяцы.
— Меня крайне не устраивает, как развивается метростроение, и я думаю, я уверен: со мной согласятся все жители города. На сегодняшний день «Метрострой» фактически остался без работы. Монтажники, отделочники еще заняты, но проходчики — наша самая главная сила — отправлены в отпуска. Они уже все сделали! Мы должны были выйти на площадки Фрунзенской линии и Красносельско-Калининской линии, которая в будущем соединит юго-западную и северо-восточную части города. Пока ничего не получается, — отмечает глава «Метростроя».
Причина, по его мнению, в банальной чиновничьей бюрократии:
— Я не могу конкретно указать на человека и сказать «вот он виноват!». Потому что каждый по отдельности с тобой соглашается и что-то делает. Но в целом система не работает. Любые вопросы решаются крайне медленно, хотя, казалось бы, линии спроектированы еще во времена СССР, а местоположения станций известны с восьмидесятых. Районные власти за эти годы сдали нужные метрополитену земли в аренду, а сейчас, когда нужно строить, долго и мучительно проводят механизм их возврата. А в это время рабочие сидят без дела! — продолжает главный подземный строитель.
Александров привел в пример Калининско-Красносельcкую линию, где из 31 площадки (включая шахты) город готов передать «Метрострою» только четыре. Остальные нужно возвращать, так как в настоящий момент эти земли сданы в аренду.
Из-за отсутствия заказов «Метрострой» начал работать в кредит. Строительство Фрунзенского радиуса от «Проспекта Славы» до конечной станции «Южная» будет осуществляться на заемные деньги — около двух миллиардов рублей. Известно, что кредитует компанию, как и прежде, банк «ВТБ», однако условия сделки не разглашаются.
— Кроме того, мы уже начали работы по сооружению второго выхода «Спортивной» на Васильевском острове. Хотя тендер еще не объявлен, проект прошел техническую экспертизу. Скоро будет конкурс, я думаю, выиграем мы, а если не выиграем, то просто продадим этот котлован. Дело в том, что в нашем городе нужно строить метро и желательно как можно быстрее. Мы же не можем жить без подземного транспорта, мы же тут все на островах! — добавляет эмоции Александров.
Глава «Метростроя» прокомментировал также насущную проблему пуска второго участка Фрунзенского радиуса. Ранее Александров заявлял, что строители готовы сдать обе станции — «Бухарестскую» и «Международную» 12 августа — ко Дню строителя. Тем не менее метрополитен перенес сроки их открытия на декабрь.
— Задержка вызвана отсутствием оборудования и эскалаторов для станции «Бухарестская». Я вот буквально завтра завершаю обход всей трассы и абсолютно убежден — ко Дню строителя все будет готово! «Метрострой» выполнит свои обязательства. А вот эскалаторов не будет, это я говорю вам совершенно точно. Будут ли они в октябре — тоже вопрос. Можно было бы, как раньше, пустить участок без «Бухарестской», но теперь такая схема не соответствует ЗОСу (заключению о соответствии) и является подсудным делом, — говорит глава «Метростроя». — А самое противное в том, что эскалаторы изготовляет наш, местный завод. Он делает их для всей России, он единственный, он монополист. А свой родной город этот завод почему-то не успевает обеспечить эскалаторами. Очень некрасивая история.
Куда более красивая история, по мнению Александрова, получилась со второй сценой Мариинского театра, в сооружении которой также участвуют спецы из «Метростроя».
— Мы впервые попали в такой проект — строить театры нам никогда раньше не приходилось. А сейчас мы там чем только не занимаемся — всей этой отделкой, всеми этими ониксами, шумоизоляцией… Это удивительный опыт. Театр настолько красивый, что я не знаю, говорят, что даже в мире таких театров нет! — продолжает Вадим Александров. — Станцию метро «Театральную» мы тоже любим, в первом квартале 2013 года ее проект как раз уйдет на экспертизу. Строить начнем в конце будущего года. По плану на строительство должно уйти 4 года, но мы научились работать быстро.
В данный момент у станции «Театральная» запланировано два выхода: главный выход с подземным переходом напротив главного здания Мариинского театра, и наземный выход на улицу Декабристов на месте нынешнего дома быта. «Метрострой» пообещал сдать «Театральную» в 2015 году.
А вот выход станции «Спасская», по уверению главы «Метростроя», будет сдан с опережением графика, так как наклонный ход был пройден за рекордные два месяца. По мнению Александрова, открытие опять затянется из-за пресловутых эскалаторов.
— Сейчас идет много бессмысленных и беспочвенных разговоров о реконструкции Сенной площади. Говорят о том, что нужно решать вопрос с церковью — восстанавливать ее или нет. От этого решения зависит вопрос по инвестору, который будет строить сам вестибюль. Если мы будем продолжать двигаться такими темпами, то мы ничего не построим, поэтому я настаиваю на том, что нужно запустить линию как можно быстрее. Построить пускай хотя бы временный вестибюль, но пусть он будет действовать, и возить людей! — пытается строить планы Вадим Александров, но тут же возвращается к действительности: — Хотя куда там, ведь эскалаторов нет, и конкурса на них не было.
Впрочем, пока метрополитен обещал запустить наклонный ход на «Спасской» во втором квартале 2013 года.
Справка «Известий»
В 2013 году федеральный бюджет обещает выделить на развитие петербургского метрополитена 19 млрд рублей. Планируется, что большая часть этой суммы – 13–14 млрд будет потрачена на проходческие работы, оставшиеся средства пойдут на реконструкцию старых станций и закупку подвижного состава.