Питер О'Тул уходит со сцены и экрана

Заявление актера передал агентству Reuters британский кино- и театральный критик и драматург Билл Огастин. Одновременно заявление актера появилось на его официальной странице в социальной сети Facebook.
— Дорогие мои, пришло для меня время признать очевидное. Уйти с экрана и со сцены. Нет у меня к этому теперь сердечной тяги, и она не вернется. Моя профессиональная актерская жизнь, в кино и на экране, принесла мне поддержку зрителей, эмоциональное удовлетворение и материальный комфорт. Я приобрел прекрасных людей, хороших компаньонов, с которыми делил неизбежную судьбу всех актеров: провалы и удачи. Как бы то ни было, я уверен в том, что у каждого есть право решать для самого себя, когда приходит пора уйти. Я ухожу из профессии без грусти и с глубокой благодарностью прощаюсь с вами, — говорится в заявлении.
Питер О'Тул, выпивоха, балагур, ирландец и, по странному стечению обстоятельств, воплощение всего лучшего в Великобритании для миллионов кинозрителей — везунчик в кино: уже четвертой его работой в кино стала роль легендарного британского разведчика Т.Э. Лоуренса в знаменитом эпосе Дэвида Лина «Лоуренс Аравийский» (1962), принесшая ему мировую славу. Однако О'Тул не стал эксплуатировать готовый образ героя — среди последующих его экранных успехов были комедии «Что нового, киска?» и «Как украсть миллион»; он прекрасно чувствовал себя в политико-исторических драмах («Лев зимой»), трагическом гротеске («Правящий класс»), был Сервантесом и одновременно Дон Кихотом («Человек из Ламанчи»), Тиберием в порноэпике Тинто Брасса. В Советском Союзе его знали прежде всего по великолепной трагикомедии Ричарда Раша «Трюкач», где он сыграл демиурга-режиссера, готового пойти на любые жертвы ради поставленной перед собой сверхзадачи; позже мы увидели его в «Последнем императоре» Бернардо Бертолуччи, где он исполнил роль британского наставника последнего императора Китая Пу И.
Старея, он умело пользовался этим обстоятельством — роли патриархов в «Трое» (2004) и «Звездной пыли» (2007) свидетельствуют об этом. Однако лучшим из недавних фильмов О'Тула следует признать, безусловно, «Венеру» (2006) Роджера Мичелла, снятую по сценарию известного писателя Ханифа Курейши — он сыграл, в сущности, самого себя — актера-ветерана, влюбившегося в некрасивую, неумную и недобрую провинциалку.
О' Тул уходит, но и остается: в начале июня в США стартовал прокат фильма Дина Райта «Кристиада» о гражданской войне в Мексике в конце 20-х годов прошлого века, где актер сыграл католического священника. Еще две премьеры впереди, и обе связаны с религией — в биографии святой Екатерины, картине Майкла Редвуда «Екатерина Александрийская» О'Тул сыграл римлянина Галла, а в биографии Богоматери, фильме Элистера Грирсона «Мария, мать Христова» — Симеона.