Продолжения не будет
После «Последних дней Земли» братьев Ларьё (переименованного нашими прокатчиками в «Последнего романтика Планеты Земля»), триеровской «Меланхолии» и «4:44 Последний день на Земле» Абеля Феррары, тема конца света, спасибо также маянцам, стала одним из самых актуальных трендов прошлого сезона.
В Голливуде до недавнего времени апокалиптическая тематика была в основном лишь поводом козырнуть космическими бюджетами. Но мода диктует: новая версия конца света представлена в нетрадиционном стиле, но во вполне традиционном ключе. «Ищу друга на конец света» — это романтическая комедия о семейных ценностях, их ответ Ларсу фон Триеру.
Чем заняться, когда доподлинно известно, что на Землю несется огромный метеорит и конец света неизбежен? Можно доверить решать эту проблему героям комиксов, а можно устроить сеанс группового секса с соседями, каждый день напиваться до посинения, заделаться героиновым наркоманом, наконец, — зависит исключительно от жанра. Герои романтических комедий неисправимы: до самого последнего кадра они будут искать любовь.
Персонажи «Ищу друга на конец света» — даром что комедия — занимаются всем перечисленным. В стороне от общего угара остается только унылый страховой менеджер Додж, оставленный женой в канун апокалипсиса. Впрочем, нелюбимой.
Больше всего Доджа пугает перспектива провести последние дни в одиночестве. Ему, как вероятно, каждому, есть о чем в жизни сожалеть. И более всего — о первой любви, с которой Додж расстался много лет назад, но которую так и не смог забыть. Как оказалось, та первая любовь тоже испытывает похожие чувства. Она строчит ему признания в любви, которые Додж не получает: волей нерадивого почтальона они оказываются в почтовом ящике соседки, кстати, тоже одинокой.
Два одиночества отправляются в путешествие — он, чтобы сказать последнее «здрасьте» первой любви, она — чтобы в последний раз навестить семью. Комедия романтическая — понятно, что до пункта назначения эти двое едва ли доедут.
Додж — олицетворение серости средних лет, Пенни — условная девочка-мечта, без перерыва хихикающее существо в школьной юбке и кедах Converse. Дуэт атипичного комика Стива Кэррола и мастерицы на все жанры Киры Найтли смотрится довольно дико — определенно, чтобы эти двое были вместе, нужен был как минимум апокалипсис.
Стив Кэррол играет на своей территории — из амплуа хронического неудачника он не выходит, кажется, еще со времен «Сорокалетнего девственника». Зато Кира Найтли удивляет. Она грассирует лицом как неопытная выпускница театрального вуза, впервые оказавшаяся перед кинокамерой, усиленно играет бровями и многозначительно пучит губы. Романтичная и непосредственная барышня в ее исполнении превращается в барышню просто-таки нервную, от которой нормальному человеку следует держаться на почтительном расстоянии. На апокалипсис можно списать, конечно, всё — но, право, зачем этот неуместный мильон терзаний?
Озорная комедия на тему трансформации традиционной морали в условиях надвигающегося конца света после ударного зачина спустя полчаса вдруг теряет весь свой запал, превращаясь в безнадежно слезоточивую мелодраму, в которой несмешной комик и сильно переигрывающая актриса изо всех сил тужатся, чтобы выдавить из себя хоть каплю любви.
Помимо «Меланхолии», здесь чувствуется влияние «4:44» Абеля Феррары. Режиссер Лорен Скарфия этого, впрочем, и не скрывает, напрямую заимствуя у классика эпизод, где телевизионный ведущий прощается с телезрителями. Эти фильмы разделяет целый год, хотя в российский прокат они выходят в один день.
Но если фильм Абеля Феррары — это мучительное и до болезненности интимное прощание с прогнившей цивилизацией, то фильм Лорен Скарфия больше похож на рождественскую комедию с обязательным чудом в финале. Только в роли Санты здесь гигантский метеорит, самым волшебным образом попадающий точно в цель.