Жители Крымска жалуются на банки и коллекторов

Трагедия Крымска никак не отразилась на действиях ряда банков, которые, несмотря на наводнение, унесшее почти две сотни жизней, продолжают взыскивать долги по просроченным займам с потерявших имущество и жилье жителей края. В числе банков, не изменивших свою политику взыскания и продолжающих активно выбивать долги, по словам самих жителей Крымска, — банк Cetelem (в конце 2011 года подписал соглашение об СП со Сбербанком, у последнего 70%) и Приватбанк, а также коллекторские агентства.
— Каждое утро, ровно в семь, мне приходит SMS из Приватбанка о том, что я просрочила платежи по кредитам, — рассказала корреспонденту «Известий» жительница города Крымск Марина З. — После этого мне звонят из службы безопасности и предлагают расплатиться по кредитам в кратчайшие сроки. Представитель банка предложил мне занять деньги у знакомых, а потом расплачиваться с ними полученными компенсациями от государства.
По ее словам, многим ее знакомым поступают такие же сообщения из банка Cetelem.
— Только в моем окружении подобных случаев более 10, — рассказывает жительница пострадавшего от наводнения города.
Напуганные люди опасаются высоких штрафов, которые банк имеет право наложить на них в случае с задержкой очередных выплат по кредитам. Однако юристы считают, что опасаться не стоит — сложившаяся ситуация подпадает под пункт договора «форс-мажор».
— Пострадавшим гражданам, которые попали в подобную ситуацию, нужно в первую очередь написать заказное письмо в банк заемщика о временной невозможности выплат по кредитному договору, — рассказал юрист «Центра Правосудия» Альберт Бутов. — К этому письму необходимо приложить доказательства того, что вы являетесь пострадавшим от стихии. Это письмо докажет банку вашу благонадежность и поможет решить все последующие споры, если они возникнут. По мнению юриста, в любом случае банки не могут требовать денежные средства, которые пострадавшие получают в счет компенсации утраченного имущества.
Кроме пункта в договоре, граждан, попавших в зону стихийного бедствия и потерявших имущество, защищает ст. 401 ГК РФ. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, он принял все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Приватбанк опроверг информацию о том, что требует средства с заемщиков пострадавших на Кубани. Предправления российского Приватбанка Николай Давыдов заявил «Известиям», что банком принято решение приостановить процедуру взыскания кредитной задолженности и начисления штрафов за просрочку по всем заемщикам, проживающим на пострадавших территориях, до окончательного определения сумм ущерба и порядка выплаты компенсаций и страхового возмещения.
— По каждому своему клиенту банк будет приниматься взвешенное решение с учетом индивидуальной ситуации, — обещает Давыдов.
По его словам, банк организовал сбор средств для пострадавших: перечислить деньги жертвам наводнения можно в любом банкомате Приватбанка по всей России.
По мнению гендиректора Центра развития коллекторства Дмитрия Жданухина, требования могут исходить не от банков или коллекторов, а от мошенников, действующих от их имени.
— При подобных трагедиях такие случаи нередки: появляются лжеколлекторы и службы безопасности банков. Кроме того, система взыскания у многих банков автоматическая, поэтому у пострадавших крымчан и требуют деньги, — отмечает Жданухин. Правда, сами жители уверяют, что звонившие в разговоре с ними называли точную сумму займа и сумму, которую заемщики должны вносить.