Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
МИД Китая отреагировал на обвинения в шпионаже со стороны Германии
Экономика
Путин отметил высокий темп роста промышленного производства в Санкт-Петербурге
Общество
Шойгу предупредил о последствиях ударов ВСУ по Запорожской АЭС
Мир
МИД назвал слова Пелоси о протестующих в США уничижительным отношением к демократии
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Мир
Таджикистан обеспокоился проблемами при пересечении границы РФ его гражданами
Мир
Премьер Украины заявил о сложной ситуации в энергосистеме страны
Мир
В ФРГ обратили внимание на оппозиционеров из РФ с флагами украинских радикалов
Мир
Представитель Госдепа ушла в отставку из-за несогласия с политикой США в Газе
Мир
Захарова указала на рост уровня ядерной опасности из-за политики Запада
Мир
Экс-аналитик ЦРУ назвал взрывы на «Северных потоках» актом агрессии против России
Общество
Подносова провела заседание комиссии при президенте по вопросам назначения судей
Экономика
В ЦБ заявили об отсутствии влияния возможной конфискации активов РФ на финстабильность
Мир
Совет ЕС на год продлил санкции в отношении 11 физлиц молдавской оппозиции
Общество
Минфин сообщил о продлении семейной ипотеки для семей с детьми до шести лет
Армия
Легендарная 106-я гвардейская воздушно-десантная дивизия отметила юбилей

Верховный суд пересмотрит дело журналиста, отсидевшего 11 лет по оговору

Андрей Сиднев, получивший 18 лет тюрьмы за убийство, которого не совершал, обратился за справедливостью в высшую судебную инстанцию
0
Верховный суд пересмотрит дело журналиста, отсидевшего 11 лет по оговору
Андрей Сиднев. Фото из семейного архива
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Дело ивановского журналиста Андрея Сиднева, осужденного в 2002 году за ограбление и убийство студентки Светланы Турусовой, дочери заместителя гендиректора Яковлевского льнокомбината, на 18 лет строго режима, будет пересмотрено в Верховном суде. В ВС подтвердили, что дело Сиднева уже поступило к ним и в ближайшее время по нему будет вынесено решение.

Впервые у Сиднева, который считает себя жертвой судебной ошибки и незаконно осужденным, появился реальный шанс добиться отмены приговора или нового рассмотрения дела.

По мнению правозащитников, жертвами судебных ошибок становится почти 7% от числа осужденных. Андрей Бабушкин из комитета «За гражданские права» считает, что сейчас таких за решеткой около 50 тыс. человек. По данным судов, в прошлом году было реабилитировано около 4 тыс. осужденных.

За последние 1,5 года тем, кто добился реабилитации, из госказны было выплачено больше миллиарда рублей: 450 млн в качестве возмещения имущественного ущерба и 620 млн моральной компенсации за незаконное уголовное преследование.

Впрочем, даже на фоне не таких уж и редких судебных ошибок дело Андрея Сиднева стоит особняком. Его имя в Ивановской области уже давно стало нарицательным, а дело — резонансным. Все эти годы Сиднев утверждал, что его оболгали и преступления, за которые он сидит, он не совершал. Пытаясь доказать свою невиновность, Сиднев собрал уже 60 кг документов — ответов на его различные запросы, — с которыми он переезжает из колонии в колонию.

За пересмотр его дела ходатайствовали и ивановский союз журналистов, и многочисленные правозащитники, и даже те, чьи показания 10 лет назад легли в основу обвинения.

Кроме самого Сиднева, по делу об убийстве ивановской студентки были осуждены еще двое: ранее судимый Вадим Рябов и попавший под его влияние Борис Русаков, которому только исполнилось 18. Сиднев, студент журфака Ивановского госуниверситета, регулярно писавший заметки в местные газеты, работал в автосервисе, принадлежавшем брату Рябова.

Когда, расследуя убийство девушки, оперативники вышли на Рябова и Русакова, те договорились, что свалят всё на Сиднева, а тот, не выдержав пыток в милиции, возьмет всё на себя. Об этом, освободившись из мест лишения свободы по УДО, рассказал матери Сиднева Борис Русаков.

— Русаков пришел ко мне домой и рассказал, как они убивали девушку и что самого Андрея с ними не было, — вспоминает мать Андрея Анна Алексеевна. — Русаков просил у нас прощения и подал куда только можно соответствующие заявления, но в прокуратуре их долгое время не хотели рассматривать. Он даже снялся в документальном фильме, который показали по «Первому каналу», и там публично за свой оговор попросил у Андрея прощения.

Другой свидетель обвинения, Илья Матвеев, заявил, что не давал показаний против Сиднева, поскольку его просто не знал, а протокол его допроса был сфальсифицирован — там даже даты не совпадали. Якобы Матвеев рассказал об участии Сиднева в преступлении еще зимой 2001-го, а само убийство произошло лишь через полгода. Следователь сказал, что описался и допрос был в январе 2002 года. Но на тот момент Матвеев сам был арестован и находился в СИЗО. Сиднев добился, чтобы этот факт проверили, и оказалось, что к Матвееву несколько месяцев никто из оперативников и следователей не приходил, а его самого на допросы из камеры не вывозили. Сам же Матвеев против воли стал лжесвидетелем.

Бывшая ткачиха пенсионерка Зоя Бурцева была одной из присяжных, слушавших дело о «журналисте-убийце», как его окрестили в ивановской прессе. Она говорит, что мало чего тогда поняла в этом деле: «Нам как сказали, что все виновны, так мы и сделали...» В сообщениях прокуратуры того времени, распространяемых в СМИ, говорилось: «Мы поймали банду, и эти ребята неслабо получат».

В прошлом году Верховный суд отменил все ранее вынесенные постановления в отношении Сиднева. Приговор считается не вступившим в силу, а сам Андрей уже год сидит в Ивановском СИЗО, дожидаясь нового рассмотрения, которое начнется в ближайшие дни.

За 11 лет, которые Сиднев провел за решеткой, он дистанционно получил юридическое образование и собрал массу других вновь открывшихся обстоятельств, по которым его дело может быть пересмотрено. Адвокат Сиднева Олег Сперанский заявил «Известиям», что в деле Сиднева очень много процессуальных нарушений и он надеется на то, что ВС внимательно отнесется к приговору, вынесенному в 2003 году.

По статистике ВС, вердикты присяжных отменяются в несколько раз чаще, если с ними не согласна прокуратура, а не защита. Как правило, прокуратура обжалует оправдательный вердикт присяжных, которые признали обвиняемых невиновными. На практике в высшей инстанции отменить вердикт присяжных можно лишь по процессуальным нарушениям, замечает адвокат Александр Островский.

Андрей Сиднев, оказавшийся в тюрьме по оговору в 21 год, надеется, что в его жизни наступит светлая полоса.

«Очень хочется, чтобы жизнь в одночасье изменилась, хочется забыть про тюрьму и всё, что с ней связано. Хочется, чтобы воздух был другой. Ведь у него, наверное, есть какой-то специфический привкус. Иной. Не такой, как здесь», — написал он в последнем письме своей матери.

Комментарии
Прямой эфир