Правозащитники пожаловались Путину на пытки в башкирской колонии

Правозащитники попросили президента Владимира Путина и глав силовых ведомств взять под защиту члена общественной наблюдательной комиссии Башкирии (ОНК) Альмиру Жукову. Ранее активистка рассказала о жестоких нравах в исправительной колонии № 4, где после смерти заключенного от пыток более 100 зэков объявили голодовку, а пятеро вскрыли вены.
Шеф правозащитного проекта Gulagu.net Владимир Осечкин написал соответствующее письмо Путину, а также шефам Следственного комитета, Гепрокуратуры, ФСИН и ФСБ.
— Как рассказали сами заключенные, тюремщики выкидывали их из камер, раздевали догола, клали животом на пол, угрожали тем, что изнасилуют резиновыми дубинками, — пояснил Осечкин «Известиям».
По его словам, в морге труп убитого осужденного Сергея Лазько увидели Жукова и мать погибшего Татьяна Шевцова.
— [Они] позвонили мне и рассказали, что всё тело Лазько в гематомах и ссадинах, грудная клетка проломлена, трусы на теле в крови, — пояснил правозащитник.
Осечкин жалуется, что вместо оперативного реагирования и «пресечения подобных гестаповских методов» прокурор по надзору за УИС РБ Александр Зуев и глава ОНК Альфир Бикбулатов открыто угрожали Жуковой возбуждением уголовного дела и обвинением ее в дезорганизации работы учреждения.
— Если для начальника колонии, шефа ГУФСИН по республике и прокурора Зуева избиение заключенных, доведение их до отчаяния и голодовки, пытки до смерти Сергея Лазько — это нормальное функционирование учреждения, то это не исправительное учреждение, а гестапо XXI века. И лично я считаю, что вышеуказанные начальники ИК и ГУФСИН, а также прокурор и местный председатель ОНК занимают свои кресла не по праву! — отметил правозащитник.
Он просит адресатов письма установить объективные обстоятельства убийства заключенного и массовой акции протеста в колонии, а также отстранить от исполнения обязанностей тех, кто дискредитирует власть и государственную службу, кто покрывает пытки и должностные преступления. Помимо тюремных начальников и прокурора Осечкин требует привлечь к ответственности экспертов, не отразивших в документах о медосвидетельствовании следы множественных побоев, гематом, синяков, травм. А после угроз со стороны руководства ГУФСИН по Башкирии и прокурора по надзору Зуева правозащитник потребовал защитить активистку Альмиру Жукову.
В ИК-4 содержится более тысячи осужденных за совершение особо тяжких преступлений. Ранее в пресс-службе главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Башкирии признали, что к осужденному применялись спецсредства, однако полученные при этом телесные повреждения расценивались как не причинившие вреда здоровью. Прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях региона не выявил нарушений законности в обстоятельствах смерти Лазько. Голодающие же, по словам тюремщиков, тоже не голодают — они просто написали заявления об отказе от приема пищи в тюремной столовой, но могут покупать продукты в тюремном магазине. Что же касается пятерых зэков, порезавших себе вены, то они, утверждают в колонии, тяжелоосужденные и вообще «плохо зарекомендовавшие себя» люди.