Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Депутат рады заявил о потере на Украине «справедливости во всем»
Мир
В NASA подтвердили падение мусора с МКС на крышу дома во Флориде
Общество
В Курганской области число подтопленных домов и участков приблизилось к 1 тыс.
Общество
Собянин сообщил о завершении строительства двух новых корпусов МГТУ имени Баумана
Мир
Сальдо рассказал о провальных попытках ВСУ форсировать Днепр на резиновых лодках
Общество
Уровень воды в реке Тобол у Кургана за сутки поднялся на 111 см
Здоровье
Пластический хирург предупредила о рисках от ринопластики
Общество
Стало известно, как часто для повышения на работе требуется высшее образование
Армия
Военкор «Известий» показал работу экипажа РСЗО «Град» на южнодонецком направлении
Происшествия
Жителей тюменского Ишима призвали эвакуироваться из-за критического подъема воды
Общество
Юрист рассказал о выводе средств коррумпированных чиновников через недвижимость
Общество
Апелляционный военный суд получил жалобы и представление на приговор Дарье Треповой
Мир
Байден и его супруга раскрыли свои доходы за 2023 год
Спорт
Россиянка Вероника Кудерметова вышла во второй круг турнира в Штутгарте
Происшествия
В тюменском селе Ильинка уровень воды в реке Ишим превысил критическое значение
Армия
Расчеты РСЗО «Ураган» ночью уничтожили позиции ВСУ на приграничной территории

Не бывает плохой публики, бывают неподготовленные артисты

Эдита Пьеха — о том, как жить с песней и ради песен
0
Не бывает плохой публики, бывают неподготовленные артисты
фото: Анатолий Жданов
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

31 июля у Эдиты Пьехи двойной юбилей — 75 лет и 55 лет творческой деятельности. Свой праздник легенда отечественной эстрады отметит, как обычно, на сцене — в день рождения даст большой концерт в БКЗ «Октябрьский». Накануне торжества певица поговорила с корреспондентом «Известий».

— Эдита Станиславовна, что для вас означает юбилей?

— Поскольку я отмечаю этот день исключительно на сцене, это дань уважения людям, которые знают меня столько лет, которые мои песни полюбили, ради них вот такой праздник. Но это и грустно, конечно, столько лет позади.

— У вас была огромная карьера.

— Ну, во-первых, у меня не было карьеры. Я никогда не была карьеристкой и никогда не собиралась быть артисткой. У меня просто была жизнь ради песни, жизнь с песней, жизнь для песен. Поэтому юбилейная  программа называется «Песня — жизнь моя». А карьера — это совсем не про меня, она бывает в других областях.

— О чем вы сегодня жалеете?

— О том, что мне 75, а , предположим, не 65, «а годы летят, наши годы, как птицы летят». Понимаете, каждый раз, когда птицы куда-то улетают, — это признак осени, а мне не хочется думать об этом. Вообще, ничто не вечно на Земле, поэтому остановить жизнь и изменить ее законы невозможно. Грустно, конечно, моложе я уже не буду, но надо радоваться тому, что было, и еще предвкушать радость. Может, еще правнуки будут, их мне, может быть, доверят понянчить. Но пока это только мечта.

— Вы много ездите по нашей стране, бываете в русской глубинке?

— Когда-то я мечтала, что придет время, не будет напряженного гастрольного графика, и я поеду по «глубинкам». Там же люди такие чистые, восторженные, неиспорченные... Но сейчас все упирается в деньги. Нет человека, который бы оплатил расходы по моему приезду, расходы за аренду какого-то зала или сцены, где я бы выступала. Людям было бы очень тепло и радостно слушать меня, но сейчас «люди гибнут за металл», идет борьба за каждый рубль. Деньги все решают, к сожалению.

— Вы тоскуете по СССР? Не по власти, а по стране, какой она была?

— Для меня не существует «СССР», «Российская Федерация» и так далее — для меня существуют люди, к которым я ездила. Люди были бедные, они дарили мне кто игрушку, кто цветок. Даже помню на Камчатке женщина вынесла на сцену авоську картошки и сказала: «У меня нет денег цветы тебе купить, а вот картошечку я вырастила — возьми, пожалуйста, очень вкусная».

— Вы учились на философском факультете и концертировали. Было трудно?

— Сложно, потому что поначалу вопрос даже стоял о том, чтобы меня отчислить, на философском факультете заочного отделения не было. Мне посчастливилось попасть на прием к министру высшего образования и уговорить его разрешить мне учиться заочно. И закончила университет всего лишь с тремя «четверками». Самая грустная была «четверка» по политэкономии, потому что я зубрила «Капитал» Маркса по ночам и была готова ответить на любой вопрос. Но подбросила однокурснику шпаргалку, и за это мне снизили балл. Было очень обидно.

— Вы писали диплом по теме «Взаимоотношения артиста и зрителя».

— Я его не написала. Я его сотворила на сцене, на деле. Руководитель моего диплома Ананьев, как только побывал на концерте, сказал: «Вы этот диплом уже давным-давно написали. Вы прирожденная артистка, знаете, как строить отношения со своими зрителями — на принципе уважения, доверия и взаимной любви». Вот такую он мне поставил оценку. Я всегда анализировала свои отношения с публикой, и вывод был один: не бывает плохой публики, бывает неподготовленный к выходу на сцену артист.

— Ваши отношения со зрителем менялись на протяжении 55 лет?

— Очень давно я узнала секрет, когда была совсем молоденькой. Одна  известная опереточная актриса отмечала свой 60-летний юбилей, и ансамбль «Дружба» участвовал в одном концерте с ней. И вот я ее спросила: «Как вам это удается? Столько лет вас публика так любит, аплодисменты, цветы...» А она ответила: «Девочка, публику надо прежде всего любить и уважать, и тогда она будет платить взаимностью». Я это запомнила на всю жизнь.

— Из современных поп-звезд кто-то строит свои взаимоотношения с залом на уважении?
— Сейчас стало много артистов и, самое грустное, много случайных. Читаешь какие-нибудь интервью, а там: «Моя профессия — певица». Такой профессии нет. Бывает талант певицы, бывает талант артистки, а профессии певицы нет. Все это американское — конвейер и штамповка «звезд». А я — за личности на эстраде. Личность видно за тысячу верст, и я неслучайно запомнила строчку стихотворения известного поэта Николая Доризо: «Ах, как много фамилий и как мало имен!».

— Современные звезды эстрады, те, у которых профессия «певица», строят себе огромные замки, а вы живете в небольшом доме, не обидно?

— Нет. Человек так устроен, что кому-то надо много, кому-то достаточно чуть-чуть. Монах в келье питается коркой хлеба и водичкой священной, и молитвами, а кто-то другой объедается. Я верую в судьбу. Каждому в жизни предначертано свое. Мне — такая жизнь, и я очень ее ценю и довольна, потому что сама ее построила по кирпичику. Я получаю за свои концерты определенные денежки, которых хватает, чтобы жить в достатке, содержать собачек своих. Есть вот это небольшое имение, есть за городом, в садоводстве, домик, павильон воспоминаний. Две женщины со мной живут и мне помогают. Концертные платья нужны еще, чтобы обновлять гардероб и радовать публику. Вот и все — вся моя вершина. Я в Гималаи не собираюсь отправляться.

— У вас никогда не возникало желания бросить Советский Союз и уехать обратно на родину?

— Нет, нет.  В подсознания у меня всегда была необходимость петь. Я пела, когда мне было грустно, в школе пела в хоре, потом пела в хоре педагогического лицея. Мы пели и советские песни на польском языке. А когда я приехала в Советский Союз, плохо знала русский язык и записалась в хор польских студентов. На репетициях и выступлениях этого самодеятельного хора я забывала о том, что мне трудно, песни помогали находить равновесие в этой жизни. Именно песня познакомила меня с будущим мужем, Александром Броневицким, который вылепил из меня артистку. В общем, песня сотворила со мной чудеса.

— Броневицкий влюбился в вас, как Пигмалион в Галатею?

— Броневицкий был очень талантливым человеком, но с моим появлением у него стало получаться то, что он хотел сделать раньше. У меня сильная энергетика. И пусть я была ненарисованная, без всяких там ресниц и грима, я излучала нечто, что создавало ауру. 

— Как он за вами ухаживал?

— Никаких цветов  не дарил. Первые цветы мне подарила поклонница в 1960-м — три хризантемы. А его первый подарок мне — конфетка «Кара-Кум». Я таких конфет никогда не видела. Это еще на первом курсе было. Эта конфетка с его стороны — проявление неравнодушия ко мне. Обнять-поцеловать в то время было невозможно. Все было робко, почти как у детей. Мы поженились в 1956 году, в декабре. Его мама подарила нам на свадьбу одно кольцо на двоих. Я его надела. Пришли из загса, накрыли скромный стол. Я три раза выходила замуж, и у меня ни разу не было свадьбы. С Сан Санычем мы могли быть очень счастливы.

— Почему вы расстались?

— Нам мешал наркотик — сцена, ради которой мы жили. У нас каждый день были концерты, бесконечные гастроли, мы дома почти не бывали. И много спорили. Через 20 лет мне надоело быть солисткой ансамбля. Мне аплодировали больше, чем его ансамблю. И когда я заболевала, отменялись концерты, люди сдавали билеты. Я ему говорила: «Я уже не просто солистка, а Эдита Пьеха. Историю всю жизнь творили личности». Он отвечал: «А мы советские люди — у нас не бывает личностей». И я ушла из ансамбля и от него. Последующие попытки моих замужеств — выдуманные истории о том, что у артистки может быть нормальная семья. Оглядываясь назад, скажу: чистая, возвышенная и настоящая любовь — это был Броневицкий. Он был человеком, на которого я равнялась, постоянно подтягивалась. Он остался единственным мужчиной, который достоин разговора о любви. 

— Вы объездили много стран. Какая больше всего запомнилась? И есть ли страна, в которой вы хотели бы побывать, но не смогли?

— Я не была в Гренландии и не была в Антарктике (смеется). В Китае не была, за исключением пограничного города. Но, побывав во многих странах, трудно сказать, какая из них самая интересная, в каждой есть что-то приятное, но нельзя сказать что она самая-самая-самая. Франция стала  для меня возвращением в детство. Это нереализованная мечта, ведь когда я уезжала оттуда, думала: «Как жаль, что я никогда не была в Париже». И вдруг я оказалась в парижской «Олимпии», в самом главном эстрадном театре  Европы. Мне посчастливилось там выступать дважды. Куба — это экзотика, неслучайно ее называют «рай под звездами», там действительно, как в сказке. Там живут люди, которые не умеют работать, умеют только радоваться, танцевать, развлекать других. Из европейских стран каждая по-своему вызывала восторг. Та же Венгрия, где я не могла изъясняться, потому что угро-финская группа языков для меня недоступна. А славянские языки, немецкий язык, французский — это все мое было.

— Вы чужую музыку слушаете?

— Иногда. Всегда говорила, что я не эрудит, даже в филармонии мало бывала. От природы музыку понимаю, у меня интуиция хорошая, могу сказать: «Вот это интересно, я еще послушаю», а потом узнаю, кто это. Разбираюсь в песенном жанре, остальное для меня, конечно, роскошь.

— Современную поп-музыку, «попсу», тоже не слушаете?

— Я не люблю слушать неодушевленные звуки. Зачем слушать то, что не вызывает никакой ответной реакции? Когда мне кто-то из композиторов предлагал спеть свою песню, и я замирала, слушая ее, и еще мурашки по телу бежали, я знала, что это — моя песня. А если оставалась равнодушной, никогда не брала песню в репертуар. И так же в отношении любой другой музыки. Ведь сейчас же засилие какое-то вот этой, как вы сказали, «попсы». Захожу в универмаг, мне надо что-то купить, а там играет что-то такое... наподобие музыки. Мне бывает страшно. Иногда даже иду к администратору и говорю: «Можно на минут 15 выключить эту вашу озвучку, она мешает мне думать, зачем я пришла в магазин». Каждому поколению — своя музыка, свои звуки. Я не имею права осуждать, но время покажет, что случайно, а что — настоящее.

— Ваш внук Стас — заметная фигура на нынешней эстраде. А чем занимается ваша внучка Эрика?

— Пока она еще ищет себя, училась в архитектурном. Сейчас она, как дизайнер, помогает Стасу обустраивать его квартиру. Это ее дипломная работа. Как получится, потом мне оценить придется.

— А что внуки обычно дарят бабушке?

— Внуки? О-о-о...  Конечно, там научный руководитель и вдохновитель — моя дочка Илона. К 70-летию, например, они мне подарили огромный шатер, столы, стулья. На полянке около дома мы поставили эту огромную беседку и получилось просто великолепно. Еще они мне подарили японское массажное кресло. Это так здорово! Раньше я сама делала какую-то зарядку, а сейчас сажусь в кресло, кнопки включаю. Сейчас я сказала: «Стасенька, не надо никаких подарков, слава богу, у меня все есть». А он говорит: «Это не твои дела, у нас уже все напридумано». Конечно, они участвуют во всем. И для меня мой день рождения — это встреча с родными и близкими людьми.

Комментарии
Прямой эфир