«Ласточка» уже в России
Сегодня Россия занимает второе место в мире по протяженности железных дорог – 88 000 километров. Этой сетью ежегодно пользуется 1,3 млрд пассажиров, по ней перевозится 1,3 млрд тонн грузов, что ставит Россию на первое место в Европе. Согласно государственной транспортной стратегии до 2030 года, большое внимание будет уделяться развитию скоростного междугороднего и пригородного сообщения. В скором времени жители России смогут в полной мере оценить безусловные преимущества этого вида транспорта: оперативность, комфорт, доступность и экологичность.
Помимо успешно курсирующих по маршруту Москва – Санкт-Петербург – Нижний Новгород «Сапсанов», компания «Сименс» по заказу «Российских железных дорог» создала серию скоростных пригородных поездов Desiro RUS – и первый поезд уже был доставлен в Россию. В 2013 году «Ласточки» – такое имя получили эти поезда в нашей стране – совершат свои первые рейсы из Сочи и Казани. В будущем «Ласточки» будут поставлены во все наиболее динамично развивающиеся регионы России. Планируется использовать их и для сообщения между Москвой и аэропортами столичного авиаузла.
Долгий путь «Ласточки»
Производство поездов Desiro RUS на заводе «Сименс» в германском Крефельде началось в апреле 2011 года. А девять месяцев спустя, в конце января 2012 года, «Сименс» и РЖД подписали акт приемки первого поезда. Гигант массой 270 тонн начал свое путешествие в середине февраля в виде отдельных вагонов, распределенных по пяти большегрузным грузовикам. Дорога от завода «Сименс» до порта Крефельда на реке Рейн заняла три ночи. Из-за огромных размеров поезда и российской широкой железнодорожной колеи (1520 мм) авто- или железнодорожная транспортировка в Россию были невозможны. Новые железнодорожные вагоны – 26 метров в длину, 3,5 метра в ширину и почти 5 метров в высоту. Таким образом, они на полметра выше и шире, чем, например, версия поезда Desiro, которая используется в Германии. По пути в порт Крефельда, чтобы позволить проехать этому спецтранспорту, пришлось обесточить и приподнять трамвайные линии питания после окончания в полночь движения трамваев.
Дальнейший путь проходил по Рейну и каналу Амстердам-Рейн до Амстердама, где вагоны перегрузили на грузовое судно. По Северному и Балтийскому морям теплоход доставил поезд в порт Засниц на острове Рюген. Засниц – крупнейший порт паромной переправы Германии и единственный в Европе, где есть ширококолейные российские железнодорожные пути. В Заснице вагоны впервые были поставлены на рельсы и соединены в единый поезд, а потом отправлены на пароме в депо около Санкт-Петербурга. В этом депо, кстати, осуществляется техническое обслуживание «Сапсанов», которые также производит «Сименс». В настоящее время «Ласточка» проходит испытания и тестовые поездки.
Специально для России
«Ласточка» была модифицирована инженерами «Сименс» специально для использования в России. Поезд развивает скорость до 160 км/ч и оснащен самым современным энергоэффективным оборудованием: оно не только обеспечивает высочайший уровень безопасности и комфорта пассажиров даже в условиях использования в горной местности, но и позволяет снизить энергопотребление на 30% по сравнению с ныне действующими электропоездами. Учитывая климатические особенности нашей страны, «Ласточки» могут эксплуатироваться при температуре от +40 до –40 градусов, что делает поезд универсальным для всех регионов России. Кроме того, за счет высокой надежности оборудования трудоемкость технического обслуживания «Ласточки» в несколько раз меньше, чем трудоемкость обслуживания других российских и европейских поездов (техническое обслуживание Desiro RUS производится один раз в 45 суток).
Согласно условиям контракта с РЖД 38 «Ласточек» будут доставлены в Россию из Германии, а производство еще 16 поездов будет частично локализовано в России. Для этого компания «Сименс» вместе со своим партнером «Группа Синара» инвестирует 200 млн евро в строительство новой производственной площадки на заводе «Уральские локомотивы» в Свердловской области. Это делается с дальним прицелом: после выполнения первого заказа с 2013 года в России приступят к производству крупнейшей партии из 1200 вагонов. Так что сначала в России будут курсировать 54 «Ласточки», а затем парк этих современных и комфортабельных электричек станет еще более внушительным. Все это позволит сделать серьезный шаг на пути к созданию удобной транспортной инфраструктуры страны для миллионов российских пассажиров.