Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В Молдавии заявили о намеренном выталкивании Гагаузии из ключевых процессов управления
Мир
СМИ сообщили о желании КНР объединиться с другими странами для борьбы с пошлинами США
Мир
ЕК подготовила программу помощи палестинцам на €1,6 млрд
Мир
Президент Эстонии утвердил закон о праве военных атаковать подозрительные суда
Мир
В Кремле назвали чрезвычайно полезными контакты Путина с Уиткоффом
Мир
В Молдавии рассматривают вопрос ограничения полномочий прокуратуры Гагаузии
Мир
МИД Италии согласовал проведение ирано-американских переговоров в Риме
Мир
Reuters узнало об обсуждении производителями в Европе возврата к газу из РФ
Общество
Синоптик предупредила о стремительном повышении температуры в Москве
Общество
Более 2,2 тыс. человек из курского приграничья воссоединились с родными с 12 марта
Мир
Гуцул сообщила об обжаловании решения суда о ее помещении под домашний арест
Общество
В Госдуме предложили сократить рабочий день для женщин на час
Армия
Истребитель Су-35С выполнил задачу по сопровождению авиации в Курской области
Общество
Землетрясение магнитудой 3,1 произошло в Хабаровском крае
Общество
Полиция выявила 25 нелегальных мигрантов в бане в Москве
Мир
В аэропорту Шереметьево пресекли контрабанду золотой цепи на 8,6 млн рублей
Мир
В США заявили о превосходстве российской подлодки «Кондор» над американской техникой

Русские и поляки пересчитали веселые бараки

Официальное и независимое искусство двух стран оказалось не слишком далеко друг от друга
70
Русские и поляки пересчитали веселые бараки
Петр Новицкий в зале «Искусство протеста». Фото: ИЗВЕСТИЯ/Марат Абулхатин
Выделить главное
Вкл
Выкл

Выставка «За железным занавесом. Официальное и независимое искусство в Советском Союзе и Польше 1945–1989 годов» позволяет сравнить жизнь художников в разных зонах социалистического концлагеря. Польша, по известному анекдоту советских времен, была в нем самым веселым бараком, а у художников в РСФСР устраивался регулярный шмон.

Во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства коллекцию создателя Фонда польского современного искусства Петра Новицкого представили как материал для осмысления политических, социальных и художественных процессов в жизни обеих стран на протяжении 50 послевоенных лет.

Первый экспонат в фойе музея — указатель «Объект 1» работы нонкорформиста-супрематиста Бориса Бича, найденный коллекционером на помойке.

— Взять-то его взяли, но как рассчитаться и с кем? Я искал художника месяц, и, наконец, мы прекрасно выпили, он продал мне этот указатель за 50 рублей и подарил три рисунка, — рассказал «Известиям» Петр Новицкий.

Вторым экспонатом стал рельефный герб Советского Союза, постоянно украшающий музейную лестницу. Не верится, что символичное название выставки «За железным занавесом» оказалась под гербом случайно.

Впрочем, легенду о непроницаемости «занавеса» опровергает уже первый зал — «Торжество идеологии». Новицкий собрал здесь не только полотна и скульптуры соцреалистов (будь то бесхитростные портреты «счастливого человека» — доярки из Холмогор или капитана с Печоры), но и работы «с фигой в кармане». «Я-то подожду» — циклопический портрет Ленина работы Дмитрия Врубеля ясно показывает, какое именно счастье обещала художникам «восторжествовавшая идеология». В Польше соцреализм был официальным искусством недолго —  с 1949 по 1955 год, поэтому поляков в этом разделе мало, и этот факт коллекционера Новицкого не радует.

— Не понимаю, почему многие кураторы выставляют неофициальное искусство, а другие собирают соцреализм, но никто не интересуется тем и другим одновременно. Я хочу показать, что все нужно оценивать в контексте, хорошие или плохие художники были и в том, и в другом лагере, — сформулировал концепцию выставки г-н Новицкий.

Что касается художников-авангардистов, их больше было в Польше. В 1960 году секретариат ЦК Польской объединенной рабочей партии принял директиву «О культурной политике в области изобразительного искусства». Ею определялась возможная доля абстракции на официальных выставках — «15% художественной свободы», но, по словам Новицкого, «кто же высчитывал 15%? Где-то и 99% получалось».

Об андеграунде в СССР рассказывают разделы «абстракция» и «фигуративное искусство». Неофициальная художественная жизнь 1970–1980-х годов представлена работами Ильи Кабакова, Эрика Булатова, Эдуарда Штейнберга, Владимира Янкилевского, Эдуарда Гороховского, Николая Вечтомова, Эрнста Неизвестного и др.

Раздел «искусство протеста» посвящен не политическому нонконформизму в СССР, как мог бы подумать российский зритель, а общепольскому протесту против военного положения, объявленного 13 декабря 1981 года Войцехом Ярузельским.

На выставке 122 работы — русских и польских поровну, по 61 экспонату. Если посетитель не помнит перипетий борьбы тоталитарных режимов с собственными художниками, можно почитать подробный каталог.

Выставка открыта до 8 октября.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир
Следующая новость
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Пользовательским соглашением