О военно-трибунальной риторике и социально-политической симметрии

В минувшую среду российское медиапространство оказалось оглашено необычной дезинформацией. На основании слов источника из МВД «Интерфакс» известил общество, что задержан предприниматель и владелец агрохолдинга «Русское молоко» Василий Бойко-Великий. Замечу, сам арест подается в формулировке, рисующей бизнесмена не просто нарушителем, а «захватчиком», посягающим на чужие территории: «по подозрению в захвате земель, принадлежащих совхозам Рузского района Подмосковья». И также со слов источника из правоохранительных органов говорится, что нарушитель был задержан «в ходе оперативно-разыскных мероприятий» и «подозревается в организации преступной схемы завладения земельными паями, которые принадлежали совхозам Рузского района Московской области». То есть налицо некая «военно-трибунальная» риторика, обличающая «особо опасного преступника». Однако оказалось, что это дезинформация или по крайней мере преувеличение. Что на самом деле предпринимателю предъявили новое обвинение в организации преступного сообщества.
Излишне говорить, что факт вброса дезинформации относительно таких серьезных вещей, как арест человека, сам по себе обращает внимание и заставляет задуматься. Особую смысловую нагрузку данная новость несет для тех, кто сегодня озабочен проблемами взаимодействия общества и Русской православной церкви. Напомню, что бизнесмен прославился два года назад благодаря своеобразному «православному кодексу поведения сотрудников», который он предложил для работающих на предприятиях его холдинга. Он выдвигал необычные для XXI века нравственные требования к сотрудникам: освоение курса «Основы православной культуры» и венчание — для тех, тех, кто состоит лишь в гражданском браке.
Но не меньшего внимания заслуживает социально-политическая позиция задержанного, ведь он возглавляет партию «Народное движение «Святая Русь». И здесь немаловажно, что весной во время церковно-общественных конфликтов Бойко-Великий поддержал обвинительную военно-трибунальную риторику, прозвучавшую на молебне 22 апреля, когда патриарх Кирилл назвал священников, не пришедших на молебен, «предателями в рясах». Кроме того, он даже отправил весной открытое письмо патриарху Кириллу с просьбой увольнения наиболее видных спикеров РПЦ МП, подвергших два года назад бизнесмена критике. Наибольшему шельмованию Бойко-Великий подверг Кураева, обвиняя его в богохульстве, вполне под стать хамовническо-судебному тренду, из-за того что протодиакон призвал к милосердию в отношении Pussy Riot. Бойко заявил, что Кураев во искупление своего поступка «40 раз должен был бы оползти на коленях вокруг храма Христа Спасителя, разрывая свои одежды и молясь о прощении».
Можно было бы, конечно, гипотетически вообразить, какие методы управления персоналом способен практиковать бизнесмен. Однако мы не знаем каких-либо жалоб со стороны самих сотрудников, дефицита которых предприятия холдинга, похоже, не испытывают. Кроме того, «православный кодекс» не исключают, например, возможности работать в агрохолдинге мусульманам, что о многом говорит. Более того, наряду с новодомостроевскими требованиями Бойко-Великий создает на своих предприятиях и определенные социальные гарантии. Например, «всем сотрудницам, работающим в агрохолдинге «Русское молоко» и других предприятиях группы компаний «Вашъ финансовый попечитель», в случае беременности сохраняется среднемесячная заработная плата в полном объеме, вплоть до достижения новорожденным ребенком одного года».
Но еще один важный момент — бизнесмен не замыкает себя лишь в православном изоляционизме, предлагая дистанцироваться от секулярного мира, а все-таки что-то создает, иллюстрирует видимое воплощение своих идеалов, интерес к национальным традициям. В том числе об этом говорит и его предпочтения в одежде — кафтан, который он не стесняется носить, не боясь, что окружающие его коллеги покрутят пальцем у виска. Во всяком случае, его культурное поведение — это вариант самостоятельной позиции, а не следования конъюнктуре.
Но какие бы ни были здесь pro et contra, сегодня для общества, в том числе для многих православных, он является своеобразным олицетворением крайностей православного неофитства, обскурантизма и вообще «православного диктата». И напрашивается вопрос, почему уголовный процесс вокруг Бойко-Великого актуализируется именно сейчас, притом что само следствие по его делу длится уже многие годы? В разгар жесткой реакции со стороны интеллигенции, либеральной оппозиции и вообще со стороны креативного класса на процесс Pussy Riot? Случайно ли такое совпадение? Учитывая риторику, которой было обставлено ложное сообщение об аресте, создается впечатление, что кто-то пытается сделать дешевый ответный реверанс в сторону тех, кто возмущен процессом Pussy Riot.
Оговорюсь, что мне лично несимпатичны взгляды бизнесмена и вообще опричная идеология, которую я постарался в свое время критически разобрать и написать о её опасности. Только для беспристрастной оценки всё же остается неразрешенным вопрос, насколько вообще процесс вокруг Бойко-Великого, пытающего что-то делать в убыточной сфере сельского хозяйства, отвечает реальной борьбе с правонарушителями, насколько он корректен на фоне бездумной застройки Подмосковья, земли которого уже поделены не только без согласования, но даже без оповещения кого-либо из проживающих на них? Может быть, стоило бы задуматься о том, что в Подмосковье могут быть другие «преступные схемы», авторы которых свободны от каких-либо забот об отечественной сельхозпродукции?
Автор — доцент философского факультета Высшей школы экономики