В «новую Москву» переедет не федеральный, а культурный центр

23 августа завершился шестой, финальный семинар по разработке концепции развития московской агломерации. Как сообщил «Известиям» вице-президент Союза архитекторов России Максим Перов, к 4–5 сентября жюри должно из девяти команд выбрать победителя. Лучший проект станет основой для техзадания на мастер-план новой Москвы — туда же будут добавлены наиболее удачные предложения других финалистов. Конкурсанты в основном сосредоточились на переезде федеральных органов власти, развитии транспорта и экологических аспектах. Но каждая команда так или иначе уделила внимание культурным проектам «новой Москвы». Среди них встречались как уже принципиально одобренные чиновниками, так и революционные.
После возможного переезда министерств и ведомств занимаемые ими сейчас старинные особняки в центре Москвы должны стать музеями, открытыми для публики. Такое предложение выдвинул вице-президент Международной академии архитектуры
Андрей Чернихов — его мастерская стала одним из победителей конкурса на концепцию развития агломерации. 23% зданий федеральных ведомств в Москве построены до 1917 года, напомнил Чернихов.
Впрочем, эксперты неоднозначно отнеслись к этой идее.
— Вряд ли так много музеев, сконцентрированных в центре,
будет востребовано, — отметил москвовед Рустам Рахматуллин. — Надо смотреть и на то, насколько
ценные с исторической точки зрения дома освободятся. Кроме того, я
сомневаюсь, что на присоединенные земли переедут все чиновники.
По мнению Рахматуллина, некоторым старинным зданиям можно вернуть жилую функцию, часть переделать в гостиницы, а некоторые действительно отдать под музеи.
При этом Рахматуллин поддержал предложение другого финалиста конкурса — команды архитектурного бюро «Остоженка», которая предложила сделать в Коммунарке мемориал и музей, посвященный жертвам политических репрессий. Напомним, московские власти выбрали это место для строительства федерального правительственного центра. Архитекторы же напомнили, что в годы сталинских репрессий на полигоне Коммунарка проводились массовые расстрелы.
— Перевозить туда федеральные власти — означает проявить политическую нечуткость, — подчеркнул директор бюро «Остоженка» Александр Скокан.
«Остоженка» также предложила превратить Киевский вокзал в аналог парижского музея д'Орсэ (в Париже бывший вокзал перепрофилировали в музей искусств. — «Известия»). А поскольку пригородные поезда, по словам Скокана, останавливаются немного раньше вокзала, часть путей можно убрать, разбив на их месте зеленую зону. При этом поезда дальнего следования предлагается перенаправить на Белорусский вокзал.
Все финалисты конкурса отметили, что при развитии «новой Москвы» существенное место надо отвести креативным площадкам и музеям. Французская команда Antoine Grumbach предложила создать музей современного искусства в Коммунарке. Команда Чернихова посчитала, что на территории ЗИЛа следует открыть музей техники. По его мнению, арт-кластер с интерактивными музеями и медиацентром должен открыться в каждой префектуре столицы. Чернихов также высказал идею превратить ныне пустующие земли «Москва-Сити» в «остров русского авангарда».
— Там можно реализовать невыполненные задумки русских архитекторов начала XX века. Например, проекты Малевича, дом Наркомтяжпрома Ивана Леонидова, горизонтальный небоскреб Эля Лисицкого. Общая площадь застройки может составить 500 тыс. кв. м.
Урбанисты не забыли и о рекреационных функциях присоединенных земель. Рядом с бывшей деревней Рыжово архитекторы Antoine Grumbach предложили сделать аналог Диснейленда. Другие французы, из команды L'AUC, посчитали новые земли подходящими для проекта Moscowllywood. Это должен быть развлекательный кластер с парком аттракционов, крытым пляжем и водоемом, а также офисами для представителей творческих профессий. Эти же специалисты предложили создать центр элитных развлечений вдоль Москвы-реки рядом с «Сити» и огромное поле с кинотеатром в Измайловском парке.
Председатель комиссии Мосгордумы по культуре и массовым коммуникациям Евгений Герасимов позитивно оценил масштабные развлекательные проекты. По его словам, столице не хватает ярких идей в сфере культуры.
— Главное, чтобы эти идеи были поддержаны реальными расчетами, учитывали архитектуру «старой» и «новой Москвы» и были доступными, в том числе и с точки зрения транспорта, — отметил депутат.
Руководитель консалтинговых проектов института «Стрелка» Василий Аузан предположил, что на первое время в «новой Москве» стоит ограничиться «кочевыми форматами».
— Это могут быть фестивали или многофункциональные арт-центры, где можно и выставку провести, и концерт организовать. Главное, чтобы развитие было полицентричным, распределялось по всему новому округу, — заявил он.
Председатель комиссии по культурной, информационной и градостроительной политике Общественного совета Москвы Михаил Лермонтов считает, что в столице ощущается дефицит не музеев, а выставочных залов: 90% экспонатов хранятся в запасниках. Поэтому в городе необходимо создавать условия, привлекающие коллекции со всего мира. По оценкам Лермонтова, построить выставочный зал площадью 1 тыс. кв. м стоит $2 млн.